Наместник Андреевского монастыря выступил в Сибири в защиту позиции Русской Православной Церкви по вопросу первенства и соборности

С 23 по 26 апреля 2024 г. состоялся визит наместника Андреевского ставропигиального монастыря, профессора Московской духовной академии, игумена Дионисия (Шлёнова) в две сибирские митрополии: Кемеровскую и Томскую для чтения лекций в защиту соборной экклесиологии Русской Православной Церкви и с критикой теории первенства Константинопольского патриарха.

23 апреля игумен Дионисий выступил перед преподавателями и учащимися Кузбасской православной духовной семинарии (г. Новокузнецк) на тему «Теория первенства чести и власти Константинопольского патриарха и ее критика».




24 апреля в г. Кемерово состоялись две встречи на аналогичную тему: с духовенством Кемеровской митрополии и со студентами теологических направлений КемГУ, КемГИК и слушателями Центра подготовки церковных специалистов.

26 апреля игумен Дионисий прочитал в актовом зале Томской духовной семинарии лекцию «Гармония Церквей и ее искажения со стороны Константинопольского Патриархата». Кроме духовенства г. Томска, преподавателей, сотрудников и студентов семинарии, на лекции также присутствовал митрополит Томский и Асиновский Ростислав и ректор Томской духовной семинарии архимандрит Иосиф (Еременко).


Лекции сопровождались показом детализированной презентации и видеоматериала. В лекциях было показано, что претензии Константинопольского патриарха на первенство в судебной и административной области не соответствуют его реальным полномочиям исходя из богословия, канонического права и истории Церкви. Критерием ответов оказывается священное Предание/святоотеческое наследие, которое в целом и частном поддерживает принципы соборной экклесиологии, которой строго придерживается Русская Православная Церковь.

Так, в богословии сторонники неумеренного первенства обращаются к аналогии Церкви с евхаристическим служением: подобно предстоятелю на Литургии и у Церкви будто бы должен быть земной глава. Однако данная аналогия не может иметь абсолютной силы, поскольку в истории Церкви первенствующие по чести иерархи неоднократно уклонялись в ереси, а Церковь оставалась оплотом истины.

В каноническом праве делаются утверждения, что Константинопольский патриарх обладает правом высшего суда в Церкви, однако в действительности ключевые 9-е и 17-е правила Халкидонского собора (451 г.) описывают внутриюрисдикционный суд, то есть судебные права Константинопольского патриарха по отношению к своей собственной юрисдикции.

В истории делается попытка представить Константинопольский патриархат как реального главу всей Восточной Церкви с чрезмерными полномочиями и ответственностью, в то время как в действительности все Православные Поместные Церкви пребывали и пребывают друг с другом в гармонии. Константинопольский патриарх даже как архиерей столичного града в Византии или как этнарх в период туркократии оставался одним из предстоятелей Поместных Церквей без существенного приоритета или с ситуативным малым приоритетом, который в настоящую эпоху является недействительным. В частности на лекции отмечалось, что ряд западных ученых и публицистов пытается исказить историю России и Русской Православной Церкви, что побуждает к особо глубокому изучению истории и ее смыслов.

Источник: Андреевский монастырь