Профессор Волков А. А. О методике проведения учебных семинаров в высшей школе

Портал Учебного комитета продолжает публикацию методических рекомендаций к проведению семинарских занятий и письменных работ. Рекоммендации разработаны по итогам Семинара Учебного комитета, проведенного 6 ноября 2013 г. в Московской духовной академии. Представляем вниманию читателей методический материал, составленный доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александром Александровичем Волковым.

1. Определение: семинар (лат. seminarium – ‘рассадник’, ‘питомник’, ‘школа’) −  учебное занятие в высшей школе, содержащее слушание и обсуждение студенческих или аспирантских докладов, рефератов, обсуждение материалов лекционных курсов, разделов учебных пособий, исследований учащихся.

Главная цель семинара – развитие научной эрудиции и самостоятельного мышления.

Семинар следует отличать от практического занятия, например, урока иностранного языка, лабораторного занятия и т.п., в которых проходится определенная учебная тема, делаются упражнения, проводятся опыты или решаются задачи в соответствии с учебной программой, т.е. формируются и закрепляются знания, умения и навыки, полученные в лекционных курсах, семинарах и в ходе изучения научной литературы.

 2. Содержание и организация семинарских занятий со студентами зависят от: 1) вида и программы учебного курса, в составе которого проводятся семинарские занятия; 2) уровня подготовки учащихся (первый, последующие, завершающий курсы, семинары для магистрантов и аспирантов); 3) содержания учебного курса и его места в системе подготовки студентов по данной специальности.

2.1. Лекционные учебные курсы подразделяются на:

  1. общие для всех студентов данного курса (допустим,  обязательный  для всех студентов первого  курса МДА «Основное богословие», программа которого предполагает лекции и семинарские занятия);
  2. общие курсы по выбору (например, «История лингвистических учений» для студентов всех отделений четвертого курса филологического факультета, специализирующихся как лингвисты, и курса «История русской критики» для студентов отделения русского языка и литературы, специализирующихся как литературоведы);
  3. обязательные курсы для студентов данного отделения или специализации (например, «Историческая грамматика русского языка»);
  4. специальные курсы по выбору, читаемые для студентов данного курса или всех курсов, обычно, кроме первого (например, «Основы сравнительного индоевропейского языкознания»);
  5. обязательные специальные курсы по кафедрам (например, «Теория и практика перевода художественной литературы» для студентов романо-германского отделения по кафедрам  французского, английского или немецкого языка, но не для студентов других отделений, изучающих эти языки).

Учебные курсы 2, 3, 4 могут не содержать семинарских занятий. Учебные курсы 3, 4 могут содержать практические занятия, которые в программах также обозначаются как семинары, не будучи таковыми, например, чтение и анализ древнерусских текстов. Спецкурсы (4) могут быть только лекционными, а спецсеминары иногда имеют отдельные программы и содержат практические занятия: все определяется спецификой учебного предмета. Так, по кафедре общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (18 ставок: 6 профессоров, 6 доцентов, 3 старших преподавателя, 3 преподавателя, 1 лаборант) читаются 2 общих курса с семинаром для дневного и вечернего отделений, 4 общих курса по выбору без семинара для студентов дневного и вечернего отделений, 3 теоретических курса для аспирантов кафедры, 3 курса для магистрантов, преподаются 7 древних языков, ведутся четыре специализации для студентов бакалавриата (12- 15 спецкурсов и спецсеминаров), читаются более 10 отдельных спецкурсов и спецсеминаров для студентов всех отделений факультета.

2.2. Соотношение видов и объема учебных занятий традиционно определяются общим замыслом организации учебного процесса факультета, отделений и кафедр, кадровым составом и уровнем квалификации преподавательского корпуса.

3.1. Общие курсы представляют собой своего рода опорную конструкцию, костяк учебной программы. Общие курсы первого года обучения являются одновременно пропедевтическими и организующими картину конкретной науки ( богословия, филологии, истории и т.д.), поэтому в целом образуют единую систему. Программа учебного курса предлагается профессором или доцентом, читающим этот курс, обсуждается и принимается кафедрой и утверждается ученым советом. Программа курса включат программу и план чтений, программу  семинарских занятий; список обязательной литературы: основной учебник, хрестоматию, дополнительные учебные пособия, дополнительную научную литературу, вопросы к зачету и экзамену. Очевидно, что для младших курсов в качестве учебников, учебных пособий, дополнительной литературы отбираются классические и доступные студентам младших курсов научные работы. При этом желательно, чтобы такие учебные материалы (учебно-методические комплексы) создавались коллективом преподавателей курса. При подготовке учебника или учебного пособия, а также программы семинарских занятий объемы разделов курса должны совпадать с разделами курса и основными и промежуточными формами контроля. Допустим, что курс читается в два семестра каждую неделю. В таком случае нужно прочесть примерно 32 лекции и провести 32 семинарских занятия таким образом, чтобы за лекцией следовало семинарское занятие. В конце первого семестра предусмотрен зачет, а в течение семестра вычитываются два-три раздела курса. В завершении курса предусмотрен экзамен. В таком случае за каждым разделом должен следовать коллоквиум или контрольная работа. Перед зачетом и экзаменом лектором и преподавателями семинаров обязательно проводятся консультации.  Но консультации студентам лектор и преподаватели семинаров должны проводить постоянно по мере необходимости, поэтому у лектора должны быть постоянные приемные часы на кафедре, когда любой студент может прийти и задать интересующий его  вопрос. Вопросы зачетов и экзаменов обновляются каждый год, подписываются заведующим кафедрой и заранее сообщаются студентам.

3.2. В программе семинарских занятий для каждого занятия предлагается литература темы: фрагменты учебника, хрестоматии, статьи или главы научных работ, которые в составе задания к следующему семинару сообщаются преподавателем. В принципе  весьма желательно, чтобы преподаватели семинаров, в особенности начинающие, присутствовали на лекциях.

Семинар обычно включает один-два доклада студентов, которые обсуждаются группой под руководством преподавателя семинара, затем следуют объяснения преподавателя. Поэтому желательно, чтобы темы докладов семинара были связаны. К следующему семинарскому занятию, соответственно, даются общее и отдельные задания: всем студентам семинара предлагается литература для изучения, а будущим докладчикам – дополнительные материалы. Поэтому методически полезно, чтобы каждый студент в течение семестра подготовил хотя бы один доклад.

3.3. Из изложенного следует определенный характер организации учебного процесса. Если общий учебный  курс читается для всех студентов, скажем, первого курса, то курс делится на группы таким образом, чтобы каждый студент имел возможность активно участвовать в семинарских занятиях. Допустим, что если на втором курсе МДА курс «Догматического богословия» с семинаром читается в течение двух семестров, то читающий курс профессор дает 64 четыре часа непосредственной аудиторной нагрузки плюс 2 часа общих консультаций, плюс при наличии 80 студентов из расчета 30 минут на одного студента при сдаче зачета и столько же при сдаче экзамена (экзамен и зачет должны принимать лектор, который подписывает зачетную книжку и ведомость /!/, и преподаватель семинара), то для лектора получается  64+ 40+40+2 = 104 часа аудиторной нагрузки.

Преподаватель семинара тратит на учебную группу столько же времени – 104 часа, но при этом он, как и лектор, должен готовиться к занятиям. Подготовка к занятию у начинающего преподавателя, как и у лектора, который читает курс первые годы, поскольку в ходе семинарских занятий даются и письменные задания, занимает примерно 6 часов, то есть полный рабочий день. Примерно через 10 лет курс «нарабатывается», но доцент на ставку дает меньше часов, чем преподаватель, а профессор меньше, чем доцент. Собственно, исходя из таких соображений и формируется объем учебных групп.

3.4. Представляется разумным для МДА иметь учебные группы, как на филологических факультетах, − по языкам. Разделение по языкам имеет двойное преимущество: во-первых, двойное деление на группы, как это делается на исторических факультетах, сильно осложняет расписание и затрудняет составления расписания спецкурсов кафедр, во-вторых, единство учебной группы – главное условие формирования устойчивого учебного коллектива.

Если мы имеем 64 часа аудиторной работы в семинарах, а за 90 минут занятия можно выслушать два доклада, скажем, по 15 минут, выступления студентов по докладам займут примерно 30 минут, поскольку желательно, чтобы выступил каждый студент, то получается 30+60 + 70 минут, а 30 минут нужны опытному преподавателю для комментариев, объяснения и формулировки домашнего задания. Оптимальная языковая группа – 10- 12 человек. 32 семинарских занятия в год при двух докладах на каждом занятии дадут 64 доклада, следовательно, каждый студент реально может сделать в год 5-6 докладов и останется несколько учебных часов для проведения контрольных работ, коллоквиумов или объяснения вопросов, которые семинарская группа плохо усвоила из лекций, тем более что лектор часто опускает отдельные вопросы программы, которые приходится осваивать на семинарских занятиях.

3.5. Из изложенного следует, что для чтения общего курса в составе восьмидесяти студентов требуется   профессор-лектор и 8 учебных групп. Учитывая, что преподаватели МДА в основном живут и работают  в Москве, а в течение рабочего дня проводить больше трех занятий весьма затруднительно, получается 2-3 занятия в неделю. Следовательно, 8 учебных групп при условии, что преподаватель семинара приезжает в МДА раз в неделю, для чтения одного общего курса нужны лектор и минимум два ассистента, если сам лектор ведет семинарские занятия, что профессоры обычно делают крайне неохотно. Профессоры обычно ведут спецкурсы и спецсеминары, руководят магистрантами и аспирантами, что занимает много времени. Хотя методически правильно, когда лектор ведет по своему курсу хотя бы одну семинарскую группу, потому что только таким образом он может уяснить себе, как студенты осваивают лекционный материал.

4. Предмет спецкурса и спецсеминара – научно-исследовательская тема преподавателя. В специальных курсах и семинарах научная работа непосредственно объединяется с преподаванием. Спецкурсы и спецсеминары являются главной и необходимой формой именно университетского образования. В спецкурсах и спецсеминарах реализуются научные школы и осуществляется подготовка не только научных и педагогических работников, но и квалифицированных специалистов-практиков. Спецкурсы и семинары создаются кафедрами. На филологическом и многих других факультетах МГУ спецкурсы и спецсеминары начинаются со второго курса. В спецкурсах осуществляется реальное научное руководство и осуществляется воспитательная составляющая учебного процесса. В спецсеминарах создаются курсовые и дипломные работы. Студент свободно выбирает научного руководителя, а преподаватель – учеников.

4.1. Чтение спецкурса обычно предполагает ведение спецсеминара. Методологически правильно, когда спецсеминар ведет профессор или доцент, читающий соответствующий курс. Но в рамках научной школы часто спецкурс читает профессор, а спецсеминар за ним ведет преподаватель, который под руководством профессора готовит кандидатскую или докторскую диссертацию, либо тот и другой ведут спецсеминар совместно. Программы спецкурсов и спецсеминаров, учебные и методические пособия создаются ведущими их преподавателями.

4.2. Методика ведения спецсеминаров требует, чтобы преподаватель при определении тем и последовательности занятий учитывал конечный результат – написание курсовой работы. Каждый годовой спецкурс строится в единой последовательности таким образом, чтобы студент, начиная с первой курсовой работы, завершил университетскую подготовку дипломной работой. Поэтому содержание ряда спецкурсов и спецсеминаров планируется от второго до последнего курса. При этом желательно, чтобы уже на втором курсе студент выбрал и вместе с научным руководителем наметил общую тему своей работы. Так, при подготовке по специализации «Риторика» сначала читается спецкурс «Общая риторика» со спецсеминаром «Элоквенция», затем читается спецкурс «Риторическая теория аргументации» со спецсеминаром «Риторическая критика», далее читается спецкурс по частной риторике с соответствующим спецсеминаром «Теория и практика спичрайтинга» и стимулируется участие студента в практической работе какой-либо организации в качестве референта, непосредственно участвующего в создании реальных текстов публичных выступлений. Весь этот цикл завершается дипломной работой, ориентированной на какой-либо раздел программы по риторике. Все это, однако, не означает, что студент «обязан» пройти все курсы цикла: он может выбрать тот или иной курс, ориентируясь на собственные научные или практические интересы, включив такой курс в собственную программу подготовки в университете. Поэтому в факультативных спецкурсах «вход» и «выход» свободны. Например, если студент отделения византинистики занимается изучением творений святителя Григория Богослова, он может прослушать спецкурсы по общей риторике и риторической критике и написать соответствующие работы об аргументации свт. Григория Богослова, а в дальнейшем вернуться к курсам кафедры византинистики и писать дипломную работу по этой кафедре.

 5. Письменные работы. Письменные работы выполняются в ходе семинарских и практических занятий. Практические занятия, например, по иностранному языку или по риторике включают обычные домашние задания или контрольные работы, которые выполняются непосредственно на занятиях или дома в зависимости от программы соответствующего курса. На семинарских занятиях, особенно на младших курсах, также даются письменные задания. Это могут быть тексты докладов, но также задачи, контурные карты, конспекты глав учебников или научных статей, включенных в список литературы курса, обзоры или рефераты статей, рецензии и т.п. Коллоквиумы, проводимые в течение семестра, также могут быть связаны с письменными работами.

Особое значение имеют курсовые, дипломные работы (при специалитете), а также квалификационные работы бакалавриата или магистратуры. Курсовые работы студенты готовят в течение учебного года в рамках специального курса и специального семинара. Темы курсовых работ определяются различным образом. Иногда кафедры определяют такие темы и список тем вывешивается на доске объявлений или иным образом доводится до сведения студентов. Этот способ назначения тем курсовых работ представляется весьма сомнительным. Во-первых, темы устаревают, а написание работы студентом формализуется и превращается в банальное изложение прописных истин, какое-либо творчество здесь парактически невозможно. Во-вторых, при наличии Интернета возникает сильнейший соблазн «скачать» курсовую работу, тем более, что существуют специальные интернет-ресурсы, в которых за умеренную плату можно получить курсовую работу (тоже списанную) на любую ходовую тему. Поэтому в сильных университетах преподаватель стремится предложить студенту оригинальную тему, или сильный студент, который интересуется предметом, сам предлагает тему преподавателю; тема обсуждается и принимается, а кафедра ее утверждает, если в этом есть необходимость. Если сам преподаватель серьезно занимается наукой, он стремится подготовить круг учеников. Поэтому такой преподаватель ведет не один, а несколько последовательных спецкурсов, каждый из которых является продолжением и развитием предыдущего. Поэтому такой преподаватель стремится определить с каждым студентов круг научных интересов последнего и, начиная с первого спецкурса (на втором курсе) предлагает темы последовательно, формируя научную культуру: сначала реферативно-библиографическая тема, затем решение относительно простой задачи, далее – переход к более сложной задаче, наконец, завершающая тема на предпоследнем курсе. Это – оптимальный, как представляется, вариант, поскольку за серией курсовых следует дипломная работа.

Дипломная работа (в меньшей мере магистерская квалификационная работа) в таком случае может быть самостоятельным научным исследованием, отрывающим путь в аспирантуру. Не так уж редко встречаются студенты, дипломные работы которых практически представляют собой вариант будущей диссертации. По выдвинутой проблеме, объему исследованного материала, методической технике, определенности выводов дипломная работа оказывается настоящим научным исследованием. Бывают, разумеется и случаи иного рода, потому что требования к студенту определяются его интересами и возможностями.

 6. Дополнительные формы семинарских занятий. Никакие формы интерактивного обучения не могут заменить личные контакты преподавателя и студента. Но интерактивные пособия, коммуникация в Интернете, тестовые программы представляются мощным вспомогательным средством высшего образования. Сюда относятся:

  1. Интерактивные электронные учебники и пособия в первую очередь по основным курсам. Примером такого пособия в комплексе по старославянскому языку является учебник проф. М.Л. Ремневой «Старославянский язык», снабженный электронным курсом. Электронный курс содержит систему сносок, разъясняющих научные понятия, содержание различных концепций общего и частного характера, структуру предмета, существенные для понимания курса данные смежных дисциплин. Все это вместе с непосредственным преподаванием курса – лекциями, семинарскими и практическими занятиями, написанием рефератов, курсовых и дипломных работ дает прекрасные результаты.
  2. Многие преподаватели, ведущие семинары в основных курсах, создают интернет-кабинеты, в которых осуществляются консультации, создаются и обсуждаются доклады, рефераты, курсовые и дипломные работы. Интернет-кабинеты представляются весьма эффективным вспомогательным средством обучения, они развивают творческий потенциал студентов, поскольку преподаватель непосредственно включается в ход работы студента.
  3. Дистанционное обучение в особенности полезно для студентов вечерних и заочных отделений. Здесь следует назвать электронные и видеокурсы, тестовые задания, интернет-конференции, - все, что поддерживает постоянные контакты студентов и преподавателя, а также способствует формированию студенческого учебного интернет-коллектива.
Портал Учебного комитета
См. также: