Основное богословие в России в XIX–XXI веках: исторический очерк

Вниманию читателей предлагается вторая часть статьи заведующего кафедрой Богословия СПбДА священника Димитрия Лушникова, посвященная проблематике, истории и методологии учебной дисциплины – Основное богословие. В представленной публикации речь идет о зарождении и дальнейшем развитии традиции преподавания Основного богословия в духовных школах Русской Церкви, а также в российских университетах и иных вузах дореволюционной России. Статья представляет интерес не только для специалистов в области богословских наук, но всем тем, кто интересуется спецификой истории формирования отечественного высшего образования. Первая часть статьи доступна по ссылке.

4435.PNG

Основное богословие в России в XIX–XXI веках:

исторический очерк[1]

История становления основного богословия (далее — ОБ) в России как самостоятельной богословской дисциплины достаточно непроста, т. к. характеризуется постоянной сменой ее наименований, изменениями в ее предметной структуре и ротацией самих преподавателей. Такое неустойчивое положение ОБ в системе богословских дисциплин, по мнению В. К. Шохина, было обусловлено двумя причинами. Во-первых, введение этого предмета в России происходило синхронно с его институциализацией в самой Европе, где этот процесс завершился лишь в 1856 году, вместе с открытием первой кафедры ОБ в Праге. Во-вторых, что более важно, присущая ОБ «междисциплинарность» мешала пониманию того, что речь идет об отдельной богословской программе[2]. Впервые под своим собственным именем основное богословие институализируется в российском духовном образовании начиная с 1869 года, согласно вновь принятому Уставу. Но само появление данной науки, пусть и под другими наименованиями, в предметных куррикулумах духовных академий происходит гораздо раньше.

Преподавание основного богословия в Киевской Духовной Академии

По всей видимости, впервые ОБ как отдельная дисциплина начинает преподаваться с 1831 года в Киевской Духовной Академии архимандритом Иннокентием (Борисовым), но под названием «Введение в круг богословских наук»[3]. До назначения святителя ректором Академии в 1830 году, ОБ входило в курс догматического богословия как его вводная часть[4]. Как отмечают, «Введение» архимандрита Иннокентия по своей структуре было чрезвычайно близко к программе архимандрита Моисея и, будучи существенно переработано по содержанию[5], состояло уже из трех частей: 1) prolegomena in theologiam universam (общее введение в богословие); 2) doctrina de religione ingenere (учение о религии вообще); 3) doctrina de religiona christiana ingenere (учение о христианской религии)[6].

После архимандрита Иннокентия, с 1837 по 1850 гг., ОБ в Киевской Духовной Академии преподает его ученик, архимандрит Димитрий (Муретов), который впервые называет свой курс «Апологетика христианства». Следуя по стопам своего учителя, он сохраняет трехчастное деление предмета. В первой части, буквально повторяя программу архимандрита Иннокентия, он сообщает предварительные сведения о богословии как таковом: о предмете, внешней форме, методе и частях системы богословского знания, а также предлагает краткий курс истории богословия. В следующем далее «Вступлении» он излагает предварительные сведения о «науке «основного богословия»[7], его предмете, назначении и отношении к другим богословским наукам, также дает краткий очерк истории апологетики. После этого он переходит к двум «Отделениям», сохраняя использованные архимандритом Иннокентием названия: «учение о религии вообще» и «о религии христианской». При этом учение об Откровении у архимандрита Димитрия излагается в первом отделе, а во втором речь идет божественном происхождении христианства, о его сущности и свойствах, а также об источниках христианского учения[8].

В дальнейшем в Киевской Духовной Академии ОБ преподавали: с 1891 по 1869 гг. Петр Лошкарев[9], с 1870 по 1877 гг. священник Григорий Васильевич Малеванский[10] (младший брат известного догматиста епископа Сильвестра (Малеванского)), далее кафедру занимал Федор Степанович Орнатский[11], и с 1902 года вплоть до закрытия Академии — Сергей Александрович Песоцкий[12].

Преподавание основного богословия в Санкт-Петербургской Духовной Академии

Сформировавшаяся в Киеве отечественная школа основного богословия свое дальнейшее развитие получает уже в Санкт-Петербурге, в лице архимандрита Макария (Булгакова), ученика архимандрита Димитрия (Муретова), ставшего в 1843 году профессором и инспектором Санкт-Петербургской Духовной Академии. В качестве профессора догматического богословия архимандрит Макарий преподавал, собственно, две богословские дисциплины: 1) ОБ, иначе называвшееся им «энциклопедией православного богословия»[13], и 2) догматическое богословие[14].

Изначально, в 1843 году, программа архимандрита Макария по ОБ была во многом схожей с программой его учителя, однако впоследствии она приобрела заметные отличия. Если предварительные сведения о науке, трактат о религии и об Откровении почти одинаково излагались и там, и здесь, то система богословских наук у архимандрита Макария представлена уже более обстоятельно и занимает третью часть всей программы. Также к существенным отличиям программы архимандрита Макария можно отнести его стремление преподавать данную дисциплину именно как введение в православное богословие, а не общехристианское ОБ, как у архимандрита Димитрия[15]. В целом, «Введение в православное богословие» митрополита Макария стало одним из лучших его сочинений и, будучи к 1913 году семь раз переиздано, а также переведено на французский язык и издано в Париже в 1857 году, оказало заметное влияние на развитие ОБ в России[16].

В 1851 году иеромонах Никанор (Бровкович) (1826–1890), только что закончивший Духовную академию в Петербурге, был поставлен преподавателем «Введения в круг богословских наук», в качестве помощника епископа Макария ввиду исключительной занятости последнего на должности ректора. Однако, за излишнюю самостоятельность он в 1854 году был отстранен от чтения лекций по этому предмету[17]. Спустя четырнадцать лет, после своего назначения ректором Казанской Духовной Академии, уже архимандрит Никанор возобновил свою работу в области ОБ, «вернувшись к вопросам о положительных основаниях христианской религии, доказательствам бытия Бога и вообще всего сверхчувственного»[18]. Результатом его многолетних исследований в области ОБ стало трехтомное полемическое сочинение «Позитивная философия и сверхчувственное познание»[19], посвященное обоснованию первых, или основных, положений богословской науки через критический разбор и оценку различных философских и естественно-научных систем.

Значительный вклад в развитие отечественного ОБ был внесен епископом Хрисанфом (Ретивцевым) (1832–1883), выпускником Московской Духовной Академии 1856 года. Свое преподавание ОБ он начинает в 1858 году в Казанской Духовной Академии. В 1865 году, уже будучи экстраординарным профессором, он переводится в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где продолжает свое преподавание данной дисциплины до 1869 года, вплоть до назначения на должность ректора Академии[20]. К сожалению, текст курса лекций епископа Хрисанфа до нас не дошел. Однако, будучи ректором и председателем учебного комитета Святейшего Синода (1872–1874), он составил программу по ОБ для семинарий, которой подробно следовал, по его же признанию, епископ Августин (Гуляницкий), автор первого нормативного курса ОБ[21]. В этом стандартном курсе для семинарий были четко расписаны все формальные параметры дисциплины. Епископ Августин впервые попытался разобраться и с многочисленными синонимичными названиями дисциплины, что имело важное методологическое значение[22].

Однако настоящим прорывом в становлении ОБ в России стал монументальный курс профессора Николая Павловича Рождественского, читанный им студентам академии[23]. Заменив в 1969 году на кафедре ОБ епископа Хрисанфа и опираясь на разработанную последним схему, прекрасно изучив соответствующую предмету современную западную литературу[24], Рождественский «смог серьезно тематизировать методологические вопросы, и подробно систематизировать входящие в данную дисциплину предметные составляющие»[25]. Помимо детального введения в «Историю христианской апологетики, или основного богословия», курс Рождественского содержал две части — о религии как таковой, и о христианстве.

После скоропостижной кончины Н. П. Рождественского в 1883 году на кафедру ОБ в 1884 году был утвержден иеромонах Михаил (Грибановский). Преподавать он начинает уже «Введение в круг богословских наук», т. к. согласно новому Уставу 1884 года, нашей дисциплине, по непонятным причинам, было возвращено прежнее название[26]. Результатом преподавательской деятельности иеромонаха Михаила стали изданные уже после его кончины «Лекции по введению в круг богословских наук»[27], в которых он кардинально изменяет структуру и методологию предмета. Определяя задачу преподаваемой им дисциплины как «систематическое изложение оснований, по которым христианская религия, понимаемая в духе православной веры, есть религия истинная»[28], он видит отличие ее от традиционного ОБ в том, что последнее обосновывает божественность христианства, основываясь лишь на внешних признаках. Поэтому, для выполнения поставленной им задачи, архимандрит Михаил считает важным исследование внутреннего опыта христианской веры[29]. Таким образом, у будущего епископа Михаила формируется новый для отечественного ОБ принцип и метод, который впоследствии на Западе станет известен как «имманентный» или «интринзецистский».

С 1890 по 1910 годы кафедру «введения в круг богословских наук» занимает протоиерей Евгений Аквилонов, у которого «православная христианская апологетика приобретает вид научно-богословского самооправдания христианства»[30]. Сам протоиерей Евгений расценивал преподаваемую им дисциплину как «апологетику»[31] и видел ее главную задачу в возможно более полном и научно мотивированном примирении в христианстве разума с верой, или науки с религией[32]. По мнению современников, в главном его апологетическом сочинении[33] наиболее удачными и заслуживающими внимания можно считать главы VII — «О сущности христианства», и VIII — посвященную гносеологии[34]. Одновременно с уходом протоиерея Евгения Аквилонова из Академии, согласно Уставу 1910 года кафедра была вновь переименована и получила свое прежнее название «Основное богословие».

С 1910 года и до закрытия Академии в 1918 году ОБ преподавалось Нилом Михайловичем Малаховым (1884–1934)[35]. Его курс лекций[36], по сути, ограничивался только рассмотрением вопросов философии религии, точнее, ее морфологии, и не затрагивал никаких других традиционных для ОБ тем. При этом, предложенная им эволюционная концепция происхождения религии, согласно которой христианство есть наивысшая форма религиозности, хотя и отличалась от атеистической теории Тейлора, все же содержала в себе внутренние противоречия и, в целом, противоречила библейскому взгляду на происхождение религии[37].

Преподавание основного богословия в Казанской Духовной Академии

В Казанской Духовной Академии основное богословие было введено в академическую программу в 1856 году и преподавалось вместе с обличительным богословием. Первым преподавателем этого курса был назначен И. М. Добротворский. В 1858 году его заменяет архимандрит Хрисанф, который остается в этой должности вплоть до своего перевода в Санкт-Петербург в 1865 году[38]. Таким образом, его деятельность как преподавателя основного богословия одновременно относится к истории обеих Академий. Текст лекций архимандрита Хрисанфа до нас не дошел, но, по сведениям П. В. Знаменского, его первая часть включала учения о бытии Божьем и бессмертии души, а также о происхождении религии и Божественном Откровении, вторая — историю древних языческих религий, религии богооткровенной, ислама и иудаизма. Таким образом, важнейшее место в курсе ОБ архимандрита Хрисанфа занимала религиология, основанная на историческом («генетическом», как тогда он назывался) методе, который был им же разработан в лекциях по истории религий[39]. Приемником архимандрита Хрисанфа на кафедре, до своего перевода в 1869 году в СПбДА, был Н. П. Рождественский.

После введения нового Устава основное богословие в Казани преподавали: с 1871 по 1889 годы — ректор академии, протоиерей Александр Владимирский (1821–1906); с 1887 по 1902 годы, сначала под руководством протоиерея Александра Владимирского, а затем самостоятельно — Александр Федорович Гусев (1845–1904); с 1902 года и вплоть до закрытия Академии в 1921 году — Константин Григорьевич Григорьев (1875–1925)[40].

Преподавание основного богословия в Московской Духовной Академии

В Московской Духовной Академии становление и развитие ОБ проходило по собственному пути, и до принятия Устава 1910 года как самостоятельная богословская дисциплина оно не преподавалось. Тем не менее, именно в Москве сформировалась собственная школа ОБ, которую Н. Н. Глубоковский называет «школой верующего разума»[41]. Преподавание ОБ в рамках московской традиции изначально происходило в тесной связи с изучением философии и исследованием метафизических вопросов. Так, основатель школы протоиерей Федор Голубинский (1797–1854) читал свои лекции по «Умозрительному богословию»[42], которые по тематике соответствовали ОБ, в рамках курса метафизики. Но, будучи «не просто христианским философом, но именно и специальным философом христианства»[43], он сумел представить христианское учение как частную метафизическую систему[44]. Его выдающийся ученик и преемник Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов (1828–1891), «со всесторонней основательностью и рациональной законченностью развивая целостную систему христиански-теистических воззрений»[45], продолжил преподавание ОБ в рамках курса метафизики, в том числе и после введения в 1869 году нового Устава, предполагавшего создание кафедры ОБ. Этот особый метафизический подход Московской школы в изучении ОБ отчетливо обнаруживается в книге В. Д. Кудрявцева-Платонова «Начальные основания философии»[46], выдержавшей к 1915 году девять изданий. Книга состоит из четырех разделов, и, кроме «начальных оснований естественного богословия», напрямую относящихся к ОБ, содержит и такие основания «гносеологии», «космологии» и «рациональной психологии и нравственной философии», в которых критически обосновываются базовые принципы религиозного познания, существования мира, души и нравственной деятельности человека. Поэтому вовсе неслучайным стало то, что позднее издатели обширных сочинений В. Д. Кудрявцева-Платонова представили его произведения в ключе тематического плана ОБ[47], а сам он по праву считается одним из корифеев отечественного ОБ.

С введением нового Устава 1869 года, ОБ начинает преподавать протоиерей Иоанн Дмитриевич Петропавловский (1844–1907). Его курс лекций, который он читал до 1870 года, преимущественно был посвящен оправданию христианства положительным, строго научным путем, через раскрытие его божественного происхождения как религии абсолютно истинной. Так же критически разбирались некоторые философские концепции, прямо или косвенно отрицающие абсолютное достоинство христианства[48]. Его лекции были изданы в виде сборника «В защиту христианской веры против неверия»[49]. Наиболее полезными протоиерей П. Светлов считает статьи о материализме, об откровении и о воскресении Иисуса Христа[50].

Следующее десятилетие характеризуется постоянной сменой преподавателей. Недолгое время, с февраля 1879 по 1881 годы, лекции по основному богословию читал Роман Ильич Левитский (1857–1886)[51], успев опубликовать несколько интересных статей в журнале «Православное обозрение»[52].

Ему на смену в 1883 году пришел Иван Петрович Яхонтов (1855–1886), курс лекций которого состоял из шести разделов: 1) введение в науку, 2) о сущности религии, 3) о происхождении религии и о ее первоначальном виде, 4) о язычестве, его происхождении и главных формах, 5) о религиях культурных языческих народов, 6) об Откровении Божественном вообще[53]. Скоропостижная смерть от врожденного порока сердца в 1886 году прервала его преподавательскую деятельность.

С 1886 года, на протяжении двух лет, до своего назначения ректором Киевской духовной семинарии, кафедру «Введения в круг богословских наук занимал архимандрит Борис (Плотников) (1855–1901). Его лекции были изданы в 1890 году[54].

С 1888 года и до назначения в1891 году ректором Вифанской семинарии, «Введение» преподает архимандрит Антоний (Каржавин) (1858–1914)[55]

Наконец, только с 1893 года ситуация с преподавателями ОБ в МДА стабилизируется. Его начинает преподавать будущий новомученик Сергей Сергеевич Глаголев (1865–1937), сначала как «Ведение в круг богословских наук», а с 1910 года (согласно новому Уставу) и до закрытия Академии в 1919 году, как собственно «Основное богословие»[56]. Без сомнения, С. С. Глаголев, обладавший глубоким и незаурядным умом, является одним из самых ярких представителей отечественного ОБ, завершившим, по сути, его развитие в России в XX столетии. Несмотря на то, что он был автором множества книг и статей, посвященных тематике нашей богословской дисциплины, его систематическими трудами можно считать только «Пособие к изучению основного богословия»[57], посвященное вопросам веры, богопознания и теистической метафизики, а также книгу «Из чтений о религии», содержащую четыре раздела: «религия, как основа жизни», «религия в ее исторических формах», «религия в философском понимании» и «религия и естествознание»[58].

С историей ОБ в МДА связано еще одно интересное событие. В 1870 году была создана сверхштатная кафедра Естественнонаучной апологетики, которая просуществовала до 1903 года. Ее основателем и единственным преподавателем был сын протоиерея Федора Голубинского — Дмитрий Федорович Голубинский (1832–1903). После закрытия в 1869 году кафедры физики и математики, которую он возглавлял с 1864 года, в целях сохранения преподавания этих предметов (причем обер-прокурор Святейшего Синода Д. А. Толстой всячески этому противодействовал) в МДА было принято решение об открытии новой кафедры, ориентированной на использование физико-математических знаний для осуществления апологетических целей. Открытие кафедры во многом стало возможным благодаря поддержке митрополита Московского Иннокентия[59]. Курс Д. Ф. Голубинского состоял из лекций по физике, химии и астрономии; для желающих проводились дополнительные занятия по математике. Главную цель своих лекций Д. Ф. Голубинский видел в «доказательстве бытия Божия через показание целесообразности устройства звездного мира и системы законов физики и химии»[60]. Хотя курс лекций по естественно-научной апологетике не был издан, о его содержании отчасти можно судить по многочисленным статьям профессора, посвященным тематике данного предмета[61].

Преподавание основного богословия в Университетах и других высших учебных заведениях России

До революции ОБ в России преподавалось не только в духовных академиях, но и входило в учебные программы университетов и других светских учебных заведений. Автором первой публикации, посвященной тематике ОБ, стал много потрудившийся над переводами западных апологетических изданий протоиерей Николай Сергиевский, ординарный профессор Московского университета. Его «апологетические публичные лекции», вышедшие в 1872 году под названием «Об истинах христианской веры», носили популярный характер и были направлены на защиту в христианстве того, что «дано в нем как основоположное», и с признанием чего «само собой оправдывается и все созданное и созидаемое на этом основании»[62].

В 1877 году в журнале Санкт-Петербургской Духовной Академии «Христианское чтение» был опубликован курс лекций по ОБ протоиерея Федора Сидонского (1805-1873), прочитанный им в 1873 году студентам Санкт-Петербургского университета под названием «Генетическое введение в православное богословие»[63]. Протоиерей Федор более известен в отечественном гуманитарном пространстве как один из наиболее видных представителей духовно-академической и университетской философии в России XIX века [64] и автор «Введения в науку философии»[65], едва ли не первого в России классического труда по философии, за который он получил в 1836 году полную Демидовскую премию Санкт-Петербургской академии наук[66]. Ценность же богословских лекций автора, по словам профессора Н. П. Рождественского, обуславливается тем, что «в них о. Сидонский обрисовывается пред нами с новой малоизвестной для русского общества стороны, как самостоятельный русский богослов-систематик, что в них наш покойный философ выкладывает так сказать на закате дней своей жизни результаты своих многолетних философских дум и размышлений по высшим религиозным вопросам, сводит эти результаты в стройное целое и оставляет как бы своего рода завещание русскому мыслящему миру… начав свою ученую деятельность Введением в науку философии, автор заключил ее Введением в науку богословия»[67]. Главная идея «Генетического введения» протоиерея Федора Сидонского — представляющего собой, по сути, полный богословско-энциклопедический курс, который соответствовал необходимому объему тогдашнего преподавания богословия в университетах России — состоит в том, что религия и философия, вера и разум не противоречат друг другу, но, напротив, находятся в гармонии и согласии между собой. По своей структуре «Генетическое введение» состоит из десяти разделов или частей, в которых автор «в генетической последовательности и систематическом раскрытии сообщает главнейшие сведения из почти всех богословских наук»[68].

Протоиерей Василий Гаврилович Рождественский (1839–1917), будучи преподавателем Священного Писания Нового Завета в СПбДА с 1869 по 1891 годы, в 1874 году, после скоропостижной смерти протоиерея Федора Сидонского, был утвержден на должность профессора кафедры православного богословия в Санкт-Петербургском университете, которую занимал на протяжении более чем сорока лет, вплоть до 1915 года[69]. Структура его курса лекций по ОБ предполагала введение, посвященное истории христианского богословия, и два отдела: объединенный — о религии и Откровении, и отдел, где рассматривались нехристианские религии[70].

Среди других преподавателей ОБ в светских учебных заведениях следует отметить протоиерея Димитрия Тихомирова, профессора богословия в Лесном Институте, с его «Апологетическими беседами о религии», в которых он значительное внимание уделил обоснованию «второй основной истины религии» — бессмертию человека[71], а также профессора богословия Лесного института протоиерея Михаила Альбова (1843–1915), автора «Очерка христианской апологетики»[72], который «обнимает все существенные вопросы апологетики, написан хорошим языком, прочитывается легко и с интересом начинающими»[73].

Заслуженный профессор Харьковского университета протоиерей Василий Добротворский, являющийся автором курса лекций по основному и догматическому богословию, рассматривал первое как апологетическое по методу введение в догматику[74]. Профессор богословия того же университета протоиерей Тимофей Буткевич (1854–1925), хотя и не издал систематического курса, оставил после себя несколько фундаментальных исследований в области ОБ[75].

Профессор богословия Московского Университета и Московского Коммерческого института протоиерей Николай Боголюбский издал в 1913 году свои «приведённые в порядок апологетические богословские чтения»[76], состоящие из трех отделов «философия религии», «история религии» и «христианство».

Профессор Томского университета протоиерей Иаков Галахов (1865–1938), расстрелянный в 1938 году, известен как автор апологетического произведения «О религии», состоящего из двух частей и изданного, соответственно, в 1914 и 1915 годах[77]. В своем сочинении автор уделяет особенное внимание вопросу взаимоотношения религии и науки, а также месту и роли богословского знания в образовательной парадигме того времени.

Особенно в этой плеяде университетских преподавателей ОБ выделяется протоиерей Павел Светлов, профессор Киевского университета. Прежде всего, ему принадлежит большая заслуга в деле систематизации как отечественной, так и иностранной литературы по апологетике[78]. Также протоиерей Павел является автором фундаментального двухтомного труда, посвященного апологетическому изложению христианского вероучения[79]. Первый том содержит общее введение в христианскую апологетику, учение о Боге, о мире, о человеке и о промысле Божием. Второй том посвящен вопросам сотериологии, христологии и понерологии. По мнению автора, его труд «представляет собой апологетическую догматику» и, по замыслу, предполагает издание третьего тома, который должен содержать «систематическое изложение воззрения автора на искупление»[80], и который, однако, не прошел цензуру. Поэтому свой «Курс апологетического богословия»[81], изданный в 1900 году и значительно дополненный в 1902 году, сам протоиерей Павел Светлов считает «естественным дополнением к «Опыту», и не допускает его оценки как сокращенного варианта последнего[82]. Кроме учения об искуплении, курс содержит также разделы «об условиях христианского знания» и «об исторических основах христианства».

Основное богословие в послереволюционный период

К сожалению, в послереволюционный период и до настоящего времени говорить о каком бы то ни было серьезном развитии ОБ в России не приходится. Имеется лишь несколько публикаций по данной дисциплине, которые в своей «когерентности» заметно уступают дореволюционным курсам.

Николай Николаевич Фиолетов (1891–1943), профессор права и специалист по каноническому праву, стал самым молодым членом Поместного Собора 1918 года. Большая часть его жизни прошла в постоянных арестах и ссылках. Скончался он от истощения в инвалидном лагере под городом Мариинском Кемеровской области, в Сибири. Его труд «Очерки христианской апологетики» вышел в свет в 1992 году, спустя почти полвека после его смерти. Он был создан опальным профессором в условиях жестоких гонений, без доступа к научной литературе, как пособие для верующих, с целью разъяснения сущности православной веры и аргументированного ответа на выпады антирелигиозной пропаганды. В кратком курсе, написанном на тетрадных листках и клочках бумаги[83], Н. Н. Фиолетовым формулируются основные направления и методы христианской апологетики в условиях существования Церкви в богоборческом государстве. Профессор Фиолетов старался компактно изложить свои размышления об отношении религии и науки, религии и искусства, православия и современного быта. Подобно ранним апологетам, он указывает на то, что «большая часть нападок на христианство основана на искаженных представлениях о нем, извращениях его, и восстановление истинного смысла христианского вероучения является лучшим ответом на них»[84]. Поэтому немаловажным он считал противоборство «попыткам устранения христианских начал из внешней стороны общественного бытия и культуры»[85]. Он видел задачу христианской миссии в духовной помощи человеку, применительно к тем условиям и той обстановке, в которой находится последний. В связи с этим, становится понятным появление в его «Очерках» нетрадиционных для ОБ тем: «христианство и учение о смысле жизни», «об отношении к труду», «об отношении к государству», «учение о семье и браке». Н. Н. Фиолетов не успел закончить свой труд, от третьей его части — «Историческая апологетика» — остались лишь первые разрозненные заметки.

В 1957 году, уже заграницей, вышла в свет составленная протоиереем Василием Зеньковским «Апологетика»[86]. Книга состоит из введения, трех частей и приложения. В ней в продуманной последовательности рассматриваются «христианство и современное естественно-научное знание», «христианство в истории» и «христианство как церковь».

В 2006 году издательством Сретенского монастыря была опубликована «Православная апологетика» Ивана Михайловича Андреева (1894–1976), преподавателя Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, США[87]. В основу этого издания был положено конспективное изложение прочитанного им в вышеупомянутой семинарии в 1952–53 учебном году курса лекций по христианской апологетике. Компилятивное по своему характеру и действительно очень краткое по содержанию, его сочинение состоит из двух традиционных частей, остающихся, однако, у самого автора без названия. В целом, оно содержит популярно изложенный и соответствующий общей тематике ОБ материал.

В 1994 было впервые опубликовано «Основное богословие»[88] Алексея Ильича Осипова, профессора Московской Духовной Академии. Этот текст оказался невероятно востребованным и неоднократно переиздавался[89]. Это свидетельствует о том, что автору удалось во многом восполнить образовавшийся к середине 90-х годов в жизненном пространстве Русской Православной Церкви пробел в деле утверждения рациональных оснований христианской веры. И, хотя в самом тексте можно увидеть некоторые недостатки, как в его структуре, так и в характере подачи материала[90], следует выразить глубокую признательность автору, вдохновившему многих к становлению на путь утверждения разумности христианской веры.

В 1995 году увидело свет «Введение в основное богословие» архиепископа Михаила (Мудьюгина) (1912–2000), профессора СПбДА. Его сочинение не является в строгом смысле «Введением», как это принято в современном западном ОБ, когда рассматриваются вопросы идентичности, методологии, истории предмета. «Введение» архиепископа Михаила — это скорее очерки по ОБ, позволяющие познакомиться с той или иной проблематикой изучаемой науки. Однако это нисколько не умаляет достоинства данного сочинения, т. к. содержание предлагается автором на высоком интеллектуальном уровне, с соблюдением необходимой для ОБ строгой логической последовательности изложения материала. Поскольку книга писалась в то время, когда Церковь испытывала серьезное внешнее давление со стороны государства, всячески пытавшегося поместить ее на задворки общественной жизни, архиепископ Михаил, так же, как и Н. Н. Фиолетов, значительное внимание уделяет обоснованию социальной роли христианства. Речь идет о следующих темах: религия и труд, семья, государство, наука и искусство.

Особое внимание следует обратить на вышедшую уже в наши дни «Философскую теологию»[91] Владимира Кирилловича Шохина, руководителя сектора Философии религии Института Философии РАН. Хотя данное сочинение относится к родственной ОБ дисциплине, в силу значительного пересечения тематики обеих предметов, а также высочайшего уровня изложения материала, оно необходимо должно быть рекомендовано в качестве пособия для изучения современных проблем как ОБ в частности, так и рационального в целом.

Весьма ценным для изучения ОБ также можно считать трехтомное издание профессора Уральского государственного университета Даниила Валентиновича Пивоварова (1943–2016), посвященное исследованию основных вопросов философии религии[92]. В первом томе автор рассматривает основные понятия и принципы гносеологии религии, обсуждает проблемы религиозной истины, знания и веры, религиозного опыта, взаимодействия науки и религии. Во втором — излагает основные понятия и принципы онтологии религии, изучает такие темы, как идея Бога, учение о сотворении мира, доказательства бытия Бога, сопряжение вечности и времени и т. д. Третий том посвящен вопросам праксиологии религии, учению о Церкви, религиозным идеалам в культуре, религиозному образованию, смыслу жизни и т. д.

Отметим также недавно вышедшую замечательную книгу профессора Дмитрия Викторовича Шмонина, проректора по научной работе ОЦАД «Тайна ответа: введение в рациональную теологию»[93]. В своем труде автор представляет теологию как такую предметную область, которая может быть описана в совместимых с наукой понятиях. В исследовании Д. В. Шмонина затронут метафизический горизонт познания, тесно связанный с рационально-теологическим, иногда почти неотличимым от него в учениях схоластики. По мнению автора, такой ракурс важен для понимания дальнейших судеб теологии на новоевропейском и последующих этапах развития философии и науки, связанных с утратой теологией ее мировоззренческой и нормотворческой роли. Особое внимание на материале восточно-христианской мысли в монографии уделяется темам взаимодополнительности рационального и богооткровенного в теологии, эпистемологических возможностей и ограничительных рамок когнитивной парадигмы, при этом делается вывод о том, что успешность (говоря более строго — профессиональная пригодность) теолога зависит не только от его богословской компетентности, но и от того, насколько в своем интеллектуальном труде он сочетает стремление к образованию и познанию наук с мышлением в вере и практической жизнью христианина. В целом, данный труд может стать хорошим подспорьем для изучения ОБ.

В заключение отметим, что в 2015 году увидело свет первое в новейшей истории кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии издание учебного пособия по предмету ОБ[94]. Его автор — как и автор настоящей статьи, — заведующий кафедрой, кандидат богословия, доцент, священник Дмитрий Лушников.

В 2019 году тем же автором было подготовлено второе издание учебного пособия «Основное богословие», переработанное и дополненное[95]. В нем появились темы, посвященные критическому анализу атеизма (включая феномен т. н. «нового атеизма»), был учтен опыт издания других академических учебных пособий и монографий, а также научного журнала «Труды кафедры богословия».

На основе данного издания учебного пособия священник Дмитрий Лушников подготовил для Издательского дома «Познание» учебник «Основное богословие», вышедший в свет в октябре 2021 года[96]. Основные изменения, по сравнению с изданием 2019 года, коснулись прежде всего содержательной части — объем материала увеличился более чем наполовину. Учебник состоит из трех разделов: «Основное богословие как базовая богословская дисциплина», «О религии» и «Об Откровении».

В настоящее время основной площадкой для публикации результатов научных исследований стал журнал «Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии»[97], который ориентирован преимущественно на рационально-теологическую, апологетическую и полемическую проблематику, соответствующую актуальным вопросам современного как отечественного, так и зарубежного богословского дискурса.

Автор: заведующий кафедрой Богословия СПбДА священник Димитрий Лушников


[1] Статья написана по материалам недавно вышедшего учебника по данной дисциплине. См: Лушников Д., свящ. Основное богословие: учебник бакалавра теологии. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2021. 408 с.


[2] См. подробнее: Шохин В. К. Философская теология и основное богословие // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2014. № 1 (51). С. 65–66.


[3] В то время и в самой Европе допускались различные наименования основного богословия, оно могло иметь такие названия как энциклопедия, prolegomena (введение), theologia generalis (общая теология), или же собственное предметное название.


[4] Первым профессором догматического богословия и ректором КДА стал выпускник (магистр) СПбДА архим. Моисей (Богданов-Платонов-Антипов). Свои лекции по догматике он читал на латыни, полный курс догматики преподавал в 1821-1823 гг. Его курс состоял из 2 частей: введения в богословие и собственно догматического богословия. В основу лекций архим. Моисей положил новейшее на тот момент изложение католической богословской системы бенедиктинца Мариана Добмайера (1753–1805). Некоторые части его лекций полностью заимствованы у Добмайера. Введение в богословие (Introductio in universam Theologium Christiana) вслед за Добмайером архим. Моисей разделил на 5 основных частей: 1) о религии в целом (De religione in genere); 2) о естественной религии (De religione naturali); 3) о богооткровенной религии (De religionis revelatae); 4) о христ. религии (De religionis christiana) и 5) о богословии (De theologia) (См.: Ястребов М. Ф. Высокопр. Иннокентий (Борисов) как профессор богословия КДА // ТКДА. 1900. № 12. С. 534).


[5] См.: Ястребов М. Ф. Высокопр. Иннокентий (Борисов) как профессор богословия КДА… С. 535.


[6] Хотя лекции читались свт. Иннокентием по-русски, программы он составлял на латыни.


[7] В 1838 году в программе следующего курса, на котором кстати учился и будущий митрополит Макарий, название «Христианская апологетика» заменяется архим. Димитрием на «Основное богословие» (См.: Титов Ф. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Историко-биографический очерк. Т. I. К., 1895. С. 182).


[8] См.: Титов Ф. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский… Т. I. С. 181, 183–184, 186.


[9] См.: Биографический словарь выпускников киевской духовной академии: 1819–1920-е гг. / Сост. В. И. Ульяновский. Т. 2. К., 2015. С. 173–175.


[10] См.: Там же. Т. 2. С. 262.


[11] См.: Там же. Т. 2. С. 433; Там же. Т. 3. С. 77.


[12] Там же. Т. 2. С. 493–494.


[13] В 1847 году печатный вариант этих его лекций вышел под названием «Введение в православное богословие». Сохранились сведения о том, что, уже будучи ректором Академии, епископ Макарий обращался в Св. Синод с просьбой утвердить за преподаваемым им «Введением в круг богословских наук» название «Энциклопедия христианского богословия», но его просьба была отклонена.


[14] До архим. Макария тематика основного богословия была представлена в курсе лекций по философии прот. Федора Сидонского (См.: Сидонский Ф., прот. Генетическое введение в православное богословие: лекции (по записям студентов) покойного проф. богословия в С.-Петерб. ун-те. СПб., 1887).


[15] Титов Ф. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский… С. 185.


[16] См.: Лебедев Н. А. Макарий, бывший митрополит Московский и Коломенский. СПб., 1882. С. 12.


[17] Иером. Никанор позволил себе знакомить студентов с критикой доказательств бытия Божия Кантом, чем вызвал негодование ректора еп. Макария, обвинившего молодого богослова в пренебрежении к его авторитету (См. подробнее: Архиепископ Никанор. Биографические материалы. Т. I / Сост. С. Петровский. Одесса, 1900. С. 260–261; Красносельцев Н. Ф. Никанор архиепископ Херсонский и Одесский и его учено-литературная деятельность. Одесса, 1893. С. 8–9).


[18] Красносельцев Н. Ф. Никанор архиепископ Херсонский и Одесский… С. 12.


[19] Никанор (Бровкович), архиеп. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Т. I. СПб., 1875; Т. II. СПб., 1876; Т. III. СПб., 1888.


[20] См.: Карпук Д. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии (1889–1918): дисс. … канд. богосл. СПб., 2008. С. 72.


[21] Августин (Гуляницкий), еп. Руководство к основному богословию. Вильно, 1876. С. III–IV.


[22] См. подробнее: Шохин В. К. Философская теология и основное богословие… С. 67–69.


[23] Рождественский Н. П. Христианская апологетика. Курс основного богословия: в 2 т. СПб., 1884.


[24] Шохин В. К. Философская теология и основное богословие… С. 69.


[25] Там же. С. 69.


[26] См.: Чистович И. А. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858–1888). СПб., 1889. С. 132–133.


[27] Михаил (Грибановский), архим. Лекции по введению в круг богословских наук. Казань, 1899.


[28] Там же. С. 11.


[29] См.: Там же. С. 7.


[30] Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 41.


[31] См.: Отчет о состоянии С-Петербургской Духовной Академии за 1911 год. СПб., 1912. С. 7–8.


[32] Аквилонов Е. Введение в круг богословских наук. Лекции, читанные в Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1897–98 гг. [Рукопись]. С. 1.


[33] Аквилонов Е. П. Научно-богословское самооправдание христианства. Введение в православно-христианскую апологетику. СПб., 1894.


[34] Светлов П. Я., прот. Что читать по богословию? Систематический указатель апологетической литературы на русском, немецком, французском и английском языках (248–1906 гг.). К., 1907. С. 4.


[35] О нем см.: Карпук Д. А. Научно-исследовательская и педагогическая деятельность Н. М. Малахова. Период 1911–1918 гг. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2017. № 1. С. 8–17.


[36] Малахов Н. Курс лекций по основному богословию. СПб., 1916–1917. [Рукопись].


[37] См. подробнее: Лушников Д., свящ. Критический разбор курса основного богословия преподавателя Петроградской духовной академии Нила Михайловича Малахова (1884–1934) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2017. № 1. С. 18–24.


[38] Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870 гг.). Вып. 2. Казань, 1892. С. 250.


[39] См.: Шохин В. К. Основное богословие и философская теология… С. 64.


[40] См.: Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1872–1873 учебный год. Казань, 1873; Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1892–1893 учебный год. Казань, 1893; Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1902–1903 учебный год. Казань, 1903; Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1910–1911 учебный год. Казань, 1911; Отчет о состоянии Императорской Казанской духовной академии за 1915–1916 учебный год. Казань, 1916.


[41] Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии… С. 42.


[42] Голубинский Ф. А., прот. Лекции по умозрительному богословию. М., 1868.


[43] Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии… С. 42.


[44] См. о нем: Глаголев С. Протоиерей Федор Александров Голубинский (Его жизнь и деятельность). Сергиев Посад, 1898.


[45] Там же. С. 42.


[46] Кудрявцев В. Начальные основания философии. Изд. девятое. Сергиев-Посад, 1915.


[47] См.: Кудрявцев-Платонов В. Д. Сочинения. Т. 2. Вып. 2, 3. Сергиев-Посад, 1898.


[48] См.: Отчет о состоянии Московской Духовной Академии в 1871/72 учебному году // Прибавления к творениям св. отцов. 1872. Ч. 25. Кн. 3. С. 459–502.


[49] Петропавловский И. Д. В защиту христианской веры против неверия (Сборник апологетических статей). М., 1897.


[50] Светлов П., прот. Что читать по богословию? Систематический указатель… С. 96–97.


[51] См.: Отчет о состоянии Московской Духовной Академии в 1880–81 учебном году // Прибавления к творениям св. отцов. 1881. Ч. 28. Кн. 4. С. 643–678.


[52] См.: Доброцветов П. К. Левитский Р. И. // Православная энциклопедия. Т. 40. М., 2015. С. 329–331.


[53] См.: Отчет о состоянии Московской Духовной Академии в 1883–84 учебном году // Прибавления к творениям св. отцов. 1885. Ч. 35. Кн. 1. С. 396–432.


[54] Борис (Плотников), архим. Общее введение в круг богословских наук. К., 1890.


[55] См.: Отчет о состоянии Московской Духовной Академии в 1888–1889 учебном году // Прибавления к творениям св. отцов. 1889. Ч. 44. Кн. 4. С. 682–712.


[56] См.: Голубцов С. А. Московская духовная академия в революционную эпоху. Академия в социальном движении и служении в начале XX века. М., 1999. С. 246.


[57] Глаголев С. С. Пособие к изучению основного богословия. М., 1912.


[58] Глаголев С. С. Из чтений о религии. СТСЛ, 1905.


[59] Подробнее историю возникновения кафедры см.: Колыванов Г. Е. Кафедра естественно-научной апологетики Московской Духовной Академии (1870–1903) в лице Д. Ф. Голубинского // Богословские труды. Юбилейный сборник, посвященный 325-летию Московской Духовной Академии (1685–2010). Сергиев-Посад, 2010. № 11–12. С. 265–274.


[60] Там же. С. 274–275.


[61] Колыванов Г. Е. Кафедра естественно-научной апологетики… С. 276–277.


[62] Сергиевский Н. А., прот. Об основах христианской веры. Апологетические публичные чтения, читанные в 1871 г. М., 1872. С. 2.


[63] Сидонский Ф. Ф., прот. Генетическое введение в православное богословие // Христианское чтение. 1877. № 1–2. С. 79–113; № 3–4. С. 449–493; № 5–6. С. 553–600.


[64] Профессор Н. П. Рождественский называет его, вместе с прот. И. Скворцовым, прот. Ф. Голубинским, О. М. Новицким и В. Н. Карповым, одним из «корифеев самостоятельной русской мысли» (См.: Рождественский Н. П. По поводу предпринимаемого редакцией печатания богословских лекций о. Сидонского // Христианское чтение. 1876. № 9–10. С. 290).


[65] Сидонский Ф. Введение в науку философии. СПб., 1833.


[66] Профессор В. К. Шохин считает этот труд «первым серьезным исследованием философского познания на русском языке» (См.: Шохин В. К. Сидонский // Новая философская энциклопедия: в 4 т. 2-е изд., испр. и доп. Т. 3. М., 2010. С. 529).


[67] Рождественский Н. П. По поводу предпринимаемого редакцией печатания… С. 292–293.


[68] Там же. С. 293.


[69] Карпук Д. А., Бабак К. «Академия идет в глубь веков и черпает свои живительные силы в богословской науке древне-вселенской церкви, с которою сохраняет постоянную и неразрывную связь» (из неопубликованного Отчета о состоянии Петроградской духовной академии за 1917 г.) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1. С. 122.


[70] Рождественский В. Г., прот. Лекции по основному богословию. СПб., 1885.


[71] Тихомиров Д., прот. Апологетические беседы о религии. СПб., 1884.


[72] Альбов М. П., прот. Очерк христианской апологетики (Основного богословия). СПб., 1902.


[73] Светлов П. Я., прот. Что читать по богословию? Систематический указатель… С. 25.


[74] Добротворский В. И., прот. Основное богословие или христианская апологетика. С-Посад, 1895.


[75] Буткевич Т. И., прот. Зло, его сущность и происхождение. Харьков, 1897; Его же. Исторический очерк развития апологетического или основного богословия. Харьков, 1899; Его же. Рационалистические гипотезы о воскресении Господа Нашего Иисуса Христа (из университетских лекций 1904 года). Харьков, 1910; Его же. Религия её сущность и происхождение: в 2 т. Т. I. Харьков, 1902; Т. II. Харьков, 1904.


[76] Боголюбский Н. И. Богословие в апологетических чтениях. М., 1913. С. V.


[77] Репринтное издание этого труда см.: Галахов И., прот. Религиоведение. Богословско-философское исследование. М., 2008.


[78] Светлов П. Я., прот. Что читать по богословию? Систематический указатель…


[79] Светлов П. Я., прот. Опыт апологетического изложения православно-христианского вероучения. Т. I–II. Киев, 1898.


[80] Светлов П. Я., прот. Что читать по богословию? Систематический указатель… С. 23.


[81] Светлов П. Я., прот. Курс апологетического богословия. К., 1905.


[82] Светлов П. Я., прот. Что читать по богословию? Систематический указатель… С. 24.


[83] См.: Каледа Г., свящ. Профессор Николай Николаевич Фиолетов и его книга «Очерки христианской апологетики» // Фиолетов Н. Н. Очерки христианской апологетики. М., 1992. С. 14.


[84] Фиолетов Н. Н. Очерки христианской апологетики. М., 1992. С. 18.


[85] Там же. С. 20.


[86] Зеньковский В., прот. Апологетика. Париж, 1957. В постсоветском пространстве впервые издана Рижской епархией в 1992.


[87] Андреев И. М. Православная апологетика. М., 2006.


[88] Осипов А. И. Основное богословие. М., 1994.


[89] Следующие издания данной книги с некоторыми доработками выходили под другим названием. См., например, шестое издание: Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. М., 1999.


[90] Конструктивную критику А. И. Осипова см.: Шохин В. К. Основное богословие и философская теология… С. 75.


[91] Шохин В. К. Философская теология: канон и вариативность. СПб., 2018.


[92] Пивоваров Д. В. Религия в поисках истины, знания и веры: опыт религиозный и опыт научный. СПб., 2017; Его же. Онтология религии: основные понятия и принципы. СПб., 2017; Его же. Религия как духовная практика. Типы религиозных организаций. СПб., 2017.


[93] Шмонин Д. В. Тайна ответа: введение в рациональную теологию: монография. СПб.: Изд-во СПбПДА; Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 460 с.


[94] Лушников Д., свящ. Основное богословие: уч. пособие. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2015. 228 с.


[95] Лушников Д., свящ. Основное богословие: уч. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2019. 320 с.


[96] Лушников Д., свящ. Основное богословие: учебник бакалавра теологии. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2021. 408 с.


[97] Официальный сайт научного журнала «Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии» — https://scientific-journals-spbda.ru/proceedings-the-department-of-theology.