Программа по Литургике. Содержательная часть. Московская духовная академия. А.М. Пентковский

В журнале «Праксис» №2 за 2020 г. был опубликован тематический план занятий дисциплины Литургика, предназначенный для программы бакалавриата Московской духовной академии. Задача «объяснения обрядов» (по выражению профессора МДА А. П. Голубцова) традиционно является неотъемлемой частью изучения богослужения в духовных школах Русской Православной Церкви, однако следует признать, что одна из проблем этого изучения в настоящее время состоит в использовании устаревших методик преподавания и в отсутствии последовательного изложения материала, вследствие чего процесс обучения в основном сводится к бессистемному запоминанию сведений о совершении богослужения, содержащихся в Типиконе и в богослужебных книгах. Во втором семестре 2019/2020 учебного года рабочая группа кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, состоящая из преподавателей литургики под руководством профессора А. М. Пентковского, провела работу по корректировке и уточнению содержания учебных программ.

мозаика.PNG

Для цитирования: Учебно-методические материалы по преподаванию дисциплины «Литургика: программы бакалавриата духовных школ Русской Православной Церкви» // Праксис. 2020. № 2 (4). С. 162–194. DOI: 10.31802/PRAXIS.2020.4.2.011 Учебно-методические материалы по дисциплине «Литургика»

Программа по Литургике (содержательная часть (Московская духовная академия, ФГОС ВО 48.03.01 Теология (бакалавриат)). Алексей Мстиславович Пентковский

Одним из главных вопросов, обсуждавшихся на семинаре преподавателей литургики, организованном Учебным комитетом РПЦ (24–25 ноября 2015 г., Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь), был низкий уровень знаний по литургике у воспитанников духовных учебных заведений, зафиксированный Учебным комитетом в процессе инспекционных проверок духовных семинарий. В Резолюции, принятой по итогам работы семинара, подчеркивалась зависимость существующего уровня знаний по литургике от использования устаревших методик преподавания этой дисциплины, которые должны быть существенно изменены при переходе духовными учебными заведениями РПЦ на единый учебный план бакалавриата. В Резолюции также указывалось на необходимость создания единой модульной учебной программы по литургике, соответствующей единому учебному плану, на основе концепции программы по литургике, разработанной кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии. Озабоченность низким уровнем знаний выпускников и учащихся духовных школ по предмету «Литургика» также была выражена и Священноначалием Русской Православной Церкви на заседании Высшего Церковного Совета 23 марта 2016 г.

Неудовлетворительное состояние преподавания литургики на бакалавриате, следствием которого являются неудовлетворительные ответы по литургике на итоговом экзамене бакалавриата и на вступительных экзаменах магистратуры в Московской духовной академии, неоднократно обсуждалось на заседаниях кафедры Церковно-практических дисциплин, где было принято решение о проведении корректировки существующей программы преподавания на основе разработанной ранее модульной концепции, а также в связи с необходимостью внесения изменений в содержательную часть программы в соответствии с действующими нормативными документами Священного Синода, Архиерейских соборов и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, содержащими богослужебные нормы.

При проведении корректировки учитывалось, что выпускник бакалавриата должен знать правила совершения богослужения, богослужебные тексты и их содержание, значение богослужения и его символическую интерпретацию; должен уметь организовывать совершение богослужения и совершать богослужение, объяснять содержание богослужебных текстов, богословское и символическое значение богослужения, правила его совершения, а также использовать знания о содержании богослужебных текстов и значении богослужения при его совершении.

Для обучения указанным знаниям и умениям предназначен учебный комплекс, состоящий из пяти тематических разделов, соответствующих семестровым модулям, в которых рассматривается богослужение и регулярные изменения его составляющих, а также представлены сведения о богослужебных текстах, содержании богослужения и его развитии. В лекционную часть учебного комплекса вошли два новых тематических раздела (модуля), первый из которых — «II. Структура и со-держание богослужебных текстов» — посвящён анализу текстов, в том числе и евхологических, а также изучению структуры отдельных чинопоследований, содержавшихся в Евхологии (Служебнике и Требнике), и необходимо предшествует тематическим разделам (модулям), посвящённым изучению чинопоследования Божественной Литургии (модуль «III. Евхаристическое богослужение») и чинопоследований Таинств (модуль «IV. Частное богослужение»).

Второй из новых модулей — «V. Развитие богослужения» — является завершающим и содержит систематическое изложение исторических сведений, находившихся ранее в различных разделах учебного комплекса. Распределение лекционных модулей по курсам и семестрам представлено в табл. I.

Табл. I. Распределение лекционных модулей по курсам и семестрам бакалавриата

табл1.PNG

Одной из основных организационных форм учебной деятельности на бакалавриате являются семинарские занятия, которые представляют собой особую форму учебных занятий, неразрывно связанную с содержанием лекционного курса. Целью семинаров, входящих в программу литургики, является не только проработка отдельных вопросов лекционного курса, но, прежде всего, приобретение практических навыков, в том числе и по использованию богослужебных книг в богослужебной практике. При этом тематика семинарских занятий в осеннем семестре II курса и в весеннем семестре III курса не зависит от тематики лекционных курсов для этих семестров, но, принимая во внимание специфику предмета и преобладающее значение практических навыков, получаемых на семинарах, определяется тематикой лекций и семинарских занятий предшествующих семестров. Распределение тематики семинарских занятий, определяемых тематикой лекционных курсов, представлено в табл. II.

Табл. II. Распределение тематики семинарских занятий, определяемых тематикой лекционных курсов, по курсам и семестрам баклавриата

табл2.PNG

Согласно актуальному единому учебному плану бакалавриата на изучение литургики отводится 296 часов лекционных и семинарских занятий в осеннем и весеннем семестрах I, II и III курсов, которые распределены следующим образом (табл. III).

Табл. III. Распределение часов лекционных и семинарских занятий по литургике, предусмотренных единым учебным планом бакалавриата

табл3.PNG

Сопоставление распределения тематик лекционных модулей и семинарских занятий по литургике по семестрам (табл. I, II) с распре-делением часов лекционных и семинарских занятий, предусмотренных единым учебным планом бакалавриата на изучение литургики, показывает, что раздел «Регулярное богослужение» занимает 53,4 %от общего количества указанных часов, раздел «Частное богослужение» — 18,2 %, раздел «Евхаристическое богослужение» — 16,2 %, тогда как краткие лекционные курсы «Структура и содержание богослужебных текстов» и «Развитие богослужения» занимают по 6,1 %, что соответствует распределению материала, зафиксированному в указанной выше модульной концепции программы по литургике, разделенной на части, первая из которых была посвящена изучению «регулярного богослужения» и правил его совершения, а вторая часть — изучению совершения евхаристического богослужения, частного богослужения, содержания и развития богослужения.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ (МОДУЛЕЙ)

I. Регулярное богослужение

1. Богоcлужение: основные понятия

Богослужение как основная функция Церкви. Богослужение общественное и частное. Место совершения общественного богослужения: православный храм и его литургическое пространство. Священные изображения. Богослужебная утварь. Участники и совершители богослужения. Священнослужители, церковнослужители. Богослужебные облачения.

2. Богослужебный язык, богослужебные тексты и способы их воспроизведения

Церковнославянский язык как литургический язык. Использование русского языка в богослужении. Типы текстов, используемых при совершении богослужения (тексты Священного Писания, евхологические, гимнографические). Богослужебные последования, богослужебные книги, корпус богослужебных книг. Богослужебное чтение и богослужебное пение (унисонное, многоголосное, антифонное, ипофонное/ респонсорное). Богослужебная музыка: система восьмигласия (модальные лады (гласы), мелодические формулы) и ладотональная система. Самогласные песнопения, принцип мелодии-модели, «подобные» песнопения.

3. Богослужебный календарь, богослужебное время и богослужебные циклы

Календарь («юлианский» календарь). Пасхалия («александрийская» пасхалия). Суточный цикл богослужения, седмичный (недельный) цикл богослужения, седмично-гласовый/восьмигласный цикл. Годовой цикл богослужения (неподвижная и подвижная составляющие). Годовой неподвижный круг богослужения, определяемый календарем. Годовой подвижный круг богослужения, определяемый пасхалией. Начало и окончание годовых богослужебных циклов. Линейная и «круговая» схемы богослужебного года.

4. Богослужебные циклы и используемые богослужебные книги

Суточный цикл (Часослов, Служебник). Седмичногласовый цикл (Октоих, Псалтирь). Годовой (неподвижный) цикл (Минеи, Евангелие, Апостол). Годовой подвижный цикл (Триоди Постная и Цветная, Евангелие, Апостол). Ирмологий.

5. Богослужебные правила, их фиксация, изложение и формы представления

Правила совершения богослужения и использования богослужебных текстов (богослужебные рубрики). Богослужебные рубрики в богослужебных книгах. Собрания богослужебных рубрик (богослужебные синаксари). Типикон (Церковный устав), его содержание и структура. Официальные богослужебно-календарные издания Русской Православной Церкви (Патриарший календарь, Богослужебные указания, Православные церковные календари с богослужебными рубриками, Богослужебный месяцеслов), их содержание и структура. Официальный церковный календарь Русской Православной Церкви с богослужебными указаниями в сети Интернет. Богослужебная норма и богослужебная практика. Компетентные церковные власти и регулирование богослужебной практики.

6. Суточный круг богослужения

Структура суточного круга богослужения (полунощница, утреня, часы (I, III, VI, IX), вечерня, повечерие, изобразительные). Структура служб суточного круга, неизменяемые составляющие этих служб. Часы (I, III, VI, IX). Полунощница, повечерие, изобразительные. Вечерня. Утреня.

7. Изменения в службах суточного круга

Изменение и усложнение структуры утрени и вечерни в воскресном и праздничном богослужении, причины изменений. Изменяемые составляющие служб суточного круга (богослужебные тексты) и их источники (богослужебные книги). Замещение и наложение изменяемых составляющих. Девятипесненный канон, его структура и изменяемые части (библейские песни и песни канона). Категории (разряды) праздников и определяемые ими изменения в структуре утрени и вечерни.

8. Богослужебные тексты и последования, содержащиеся в Минее служебной

Состав и структура Минеи служебной. Структура богослужебных последований и типы богослужебных текстов, содержащиеся в Минее служебной. Последования «рядовые» и праздничные. Первичность праздничных последований и песнопений по отношению к рядовым. Категории(разряды) праздников, их обозначения в Типиконе и различия в составе богослужебных последований, содержащихся в Минее служебной. Раздел Типикона, регламентирующий богослужение годового неподвижного круга.

9. Богослужебные тексты и последования, содержащиеся в Октоихе

Типы изменяемых составляющих седмично гласового цикла (богослужебных текстов), содержащиеся в Октоихе. Структура Октоиха и система осмогласия. Структура и состав богослужебных последований Октоиха. Последования седмичные, субботние и воскресные. Внутренние циклы Октоиха (тематика седмичных памятей). Группировка воскресных песнопений.

10. Богослужение в седмичные дни (пн.-пт.)

Суточный круг богослужения в седмичные дни. Использование богослужебных последований Октоиха и Минеи в седмичные дни. Праздничное богослужение («на 6», «с великим славословием», «с полиелеем») в седмичные дни и его особенности. Рубрики Типикона, регламентирующие седмичное богослужение.

11. Богослужение в субботние дни

Использование богослужебных последований Октоиха и Минеи в субботние дни. Особенности праздничного богослужения («на 6», «с вели-ким славословием», «с полиелеем») в субботние дни. Заупокойное богослужение. «Родительские» субботы. Рубрики Типикона, регламентирующие особенности субботнего богослужения.

12. Богослужение в воскресные дни

Суточный круг богослужения в воскресные дни. Рубрики Типикона, регламентирующие воскресное богослужение. Воскресное «всенощное бдение», его состав. Особенности совершения вечерни и утрени в воскресные дни. Малая вечерня. Использование богослужебных последований Октоиха и Минеи в воскресные дни. Праздничное богослужение («на 6», «с великим славословием», «с полиелеем») в воскресные дни. Воскресное богослужение при несовершении всенощного бдения. Рубрики Типикона, регламентирующие богослужение в воскресные дни.

13. Пасха Господня

Богослужение в праздник Пасхи и его богослужебное последование. Октава Пасхи. Страстная седмица. Система и циклы песнопений Страстной седмицы. Особенности богослужения в Страстную седмицу (Великая Суббота, Великий Четверг, Великая Пятница). Рубрики Типикона, регламентирующие богослужение в Страстную и Пасхальную седмицы.

14. Рождество Христово и Богоявление Господне

Богослужение в праздник Рождества Христова. Особенности совершения богослужения в навечерие. Предпразднство. Попразднство. Отдание праздника. Богослужение в праздник Богоявления Господня. Особенности совершения богослужения в навечерие. Предпразднство. Попразднство. Отдание праздника. Рождественский пост. Рубрики Типикона, регламентирующие богослужение в праздник Рождества Христова и Богоявления.

15. Великие господские и богородичные праздники. Богослужение в праздничные дни «со всенощным бдением»

Праздники, в которые совершается «всенощное бдение». Вечерняи утреня в составе всенощного бдения в праздники «со всенощным бдением». Предпразднство, попразднство, отдание праздника. Воздвижение Креста Господня. Вход Господень в Иерусалим. Вознесение Господне. Пятидесятница. Преображение Господне. Сретение Господне. Особенности совершения богослужения при совпадении с воскресным днем. Предпразднства и попразднства. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы. Рубрики Типикона, регламентирующие совершение богослужения в праздничные дни. Особенности совершения богослужения «со всенощным бдением» при совпадении с воскресным днем. Совершение праздничного богослужения «со всенощным бдением» в сложных случаях («Марковы главы»).

16. Постовое богослужение

Великий Пост и подготовительные недели. Типы изменяемых богослужебных текстов, содержащиеся в Триоди постной. Структура и состав богослужебных последований Триоди (последования седмичные, субботние и воскресные). Система и циклы песнопений в Триоди Постной. Особенности седмичного богослужения в период Великого поста. Особенности субботнего и воскресного богослужения в период Великого поста. Особенности праздничного богослужения в период Великого поста. Особые случаи совершения богослужения в Великий пост (Великий канон Андрея Критского, Акафист Божией Матери). Чин Пассии. Рубрики Типикона, регламентирующие богослужение в период Великого Поста.

17. Богослужение в период Пятидесятницы

Структура и состав богослужебных последований Триоди Цветной. Система и циклы песнопений в период Пятидесятницы. Седмичное богослужение в период Пятидесятницы. Особенности субботнего и воскресного богослужения в период Пятидесятницы. Особенности праздничного богослужения в период Пятидесятницы. Рубрики Типикона, регламентирующие богослужение в период Пятидесятницы.

18. Благовещение Пресвятой Богородице

Особенности совершения богослужения в праздник Благовещения в седмичные, субботние и воскресные дни Великого поста. Празднование Благовещения на Страстной и Светлой седмицах. Рубрики Типикона, регламентирующие богослужение в праздник Благовещения.

19. Богослужение в храмовый (престольный) праздник

Храмовый (престольный) праздник. Особенности совершения богослужения в храмовый праздник. Рубрики Типикона, регламентирующие совершение богослужения в храмовые праздники.

20. Особые случаи богослужения

Богослужебные последования месточтимым и новопрославленным святым. Акафисты и их использование в общественном богослужении.

21. Тексты из Священного Писания в службах суточного круга

Стихословие Псалтири в различные периоды богослужебного года. Чтения из Ветхого Завета в Великий Пост. Чтения из Ветхого Завета на вечерне праздников. Утренние евангельские чтения в воскресные и праздничные дни. Ветхозаветные и новозаветные чтения на «царских часах».

II. Структура и содержание богослужебных текстов

1. Текст в системе культуры и в богослужении

Текст: понятие, определение, этимология. Структура текста: лексическая, семантическая, смысловая, внутренняя, внешняя. Текст и лингвистическое сообщение. Основное и «дополнительное» значения текста. Характерные особенности и отличия основных типов богослужебных текстов.

2. Тексты гимнографические

Способы организации и структура гимнографических текстов. Изменение гимнографических текстов, изменение их структуры. Гимнографические тексты различных типов в составе богослужебных книг. Первичное и вторичное использование гимнографических текстов. Изменения богослужебных книг, содержащих гимнографические тексты.

3. Тексты евхологические

Коммуникативная ситуация и коммуникативная цель. Евхологические тексты в Священном Писании. Способы организации и структура евхологических текстов (свящ. П. А. Флоренский, Ч. Джираудо). Анализ евхологического текста и его содержания. Евхологические тексты в регулярном и частном богослужении. Евхологические тексты в евхаристическом богослужении. Типы богослужебных книг, содержащих евхологические тексты.

4. Евхаристическая молитва: текст и структура

Текст евхаристической молитвы и его структура. Части евхаристической молитвы, их взаимоотношение и внутренняя структура. Типы евхаристических молитв (антиохийский, александрийский, римский). Тексты евхаристических молитв свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого в древних редакциях, их сходства и отличия.

5. Богослужение как сложный текст

Богослужебное последование и его компоненты: тексты и рубрики. Типы богослужебных последований. Изменение богослужения и изменения последования: изменение текстов, изменение рубрик, изменение структуры, изменение содержания. Изменения рубрик и изменение текста в целом. Анализ богослужебного чинопоследования и его содержания.

6. «Дополнительные» (вторичные) тексты

«Дополнительные» (вторичные) тексты и их взаимоотношение с основными текстами в богослужении. Литургический комментарий как дополнительный текст. Типы литургических комментариев. Влияние «дополнительных» текстов на интерпретацию богослужебных текстов и чинопоследований.

III. Евхаристическое богослужение

1. Евхаристия — Таинство Церкви

Святоотеческое учение о Евхаристии. Тайная вечеря. Пасхальная трапеза. Установление Таинства Евхаристии. Евхаристия и Жертва. Структура богослужебного последования Литургии.

2. Условия для совершения Литургии

Регламентация совершения Литургии (рубрики, «Известие учительное»). Канонические условия для совершения Литургии. Правомочные совершители Литургии. Действенность Таинства и личные качества священника. Место совершения Литургии и литургическая утварь (антиминс, сосуды). Богослужебные облачения. Вещества для совершения Евхаристии — хлеб и вино. Подготовка священника к совершению Литургии.

3. Проскомидия и антифоны

Входные молитвы. Молитвы на облачение. Проскомидия: структура и содержание. Молитва «Боже, Боже наш…». Каждение храма. Начальный возглас Литургии. Великая ектения. Содержание и смысл прошений. Антифоны и их структура. Виды антифонов (седмичные, праздничные, «изобрази-тельные»). Молитвы антифонов и их содержание. «Единородный Сыне…».

4. Вход с Евангелием и чтение Св. Писания

Вход с Евангелием. Молитва входа в Евангелием. Действия священника и диалог. Пение тропарей и кондаков на входе. «Трисвятое» и альтернативные песнопения. Прокимен и аллилуарий, их структура. Чтение Священного Писания. Система апостольских и евангельских чтений для богослужебного года. Молитва перед чтением Евангелия. Ектении и молитвы: сугубая, заупокойная, об оглашенных, верных (свтт. Иоанна Златоуста и Василия Великого).

5. Великий вход

Великий вход. Молитва «Никтоже достоин». «Херувимская песнь» и альтернативные песнопения. Действия священника и диакона перед престолом и у жертвенника. Тропари и диалог после перенесения даров на престол. Просительная ектения. Молитвы по постановлении даров на престоле (свтт. Иоанна Златоуста и Василия Великого). Целование мира. «Верую» в литургическом контексте.

6. Евхаристическая молитва

Пред анафоральный диалог. Евхаристические молитвы в Литургиях свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого. Вставки в тексте евхаристической молитвы, их происхождение. Действия священника и диакона при чтении евхаристической молитвы.

7. Причащение и завершение Литургии

Просительная ектения и молитвы перед «Отче наш» (свтт. Иоанна Златоуста и Василия Великого). «Отче наш…», молитвы главопреклонения (свтт. Иоанна Златоуста и Василия Великого).Молитва раздробления: «Вонми Господи Иисусе…». Поставление светильника перед Царскими Вратами. Возношение и раздробление Агнца, вливание теплоты. Смысл и значение действий и слов священ-ника во время приготовления Даров перед причащением. Причащение священнослужителей и мирян. Порядок и сопутствующие молитвословия. Причащение больных. Запасные Дары. Причащение младенцев. Завершение Литургии. Последнее поминовение и поклонение Святым Дарам. Благодарение. Потребление. Заамвонная молитва и отпуст.

8. Литургия Преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных Даров. Дни совершения. Структура и последование. Особенности приготовления и хранения святого Агнца. Вопрос содержания Чаши на Литургии Преждеосвященных Даров. Варианты чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров при хранении святого Агнца на Престоле или жертвеннике.

9. Особенности совершения Литургии

Особенности совершения Литургии епископом. Особенности совершения Литургии священником без диакона. «Соборное служение» и его особенности.

IV. Частное богослужение

1. Вступление в Церковь

Подготовка к крещению (катехизация (оглашение), литургический аспект). Ограниченное участие готовящихся ко крещению в общественном богослужении. Крещение и Миропомазание: структура чинопоследования и содержание молитв. Наречение имени. Восприемники при крещении младенцев. Краткий чин крещения (при особых обстоятельствах).

2. Присоединение к Церкви

Вступление в Церковь в случае предшествующей принадлежности к схизматическим и еретическим сообществам. Присоединение к Православию через покаяние, через миропомазание, через крещение: структуры чинопоследований и содержание молитв. Особенности вступления в Церковь в случае предшествующей принадлежности к нехристианским религиям.

3. Вступление в клир

Рукоположения и поставления на церковные служения: структуры чинопоследований и содержание молитв. Хиротесии и хиротонии.

4. Благословение супружеского союза

Обручение и венчание: структура чинопоследования и содержание молитв. Последование о двоебрачном. Ограничения при совершении церковных чинопоследований.

5. Духовное исправление

Исповедь и покаяние: структура чинопоследования и содержание молитв. Ограничение и восстановление в церковных правах (епитимиии их применение в церковной практике). Особенности совершения общей исповеди.

6. Духовное врачевание

Елеосвящение: структура чинопоследования и содержание молитв. Особенности совершения. Елеосвящение и покаяние: сходства и различия. Особенности совершения общего соборования.

7. Погребение и поминовение усопших христиан

Чины погребений (погребение мирянина, священника, монаха). Общие составляющие и различия. Погребение младенцев. Церковное поминовение усопших и его формы в общественном и частном богослужении.

8. Молебные пения и совершение освящений

Молебные пения и их типы, использования акафистов при совершении молебнов. Состав и структура чинопоследований молебный пений, время их совершения. Освящение храма, его совершение. Освящение антиминса. Освящение богослужебных предметов, недвижимого и движимого имущества. Условия совершения освящений и их чинопоследования.

9. Вступление в монастырь

Чины пострижения в монашество: структура чинопоследований и содержание молитв.

V. Развитие богослужения

1. Христианское богослужение в апостольский период

Взаимоотношение ветхозаветной и новозаветной литургических традиций. Собрания христианских общин. Христианские общинные трапезы и иудейские традиционные трапезы. «Трапеза Господня», «день Господень». Крещение и подготовка к нему. Формирование суточного круга богослужения. Места совершения христианских общинных трапез и совместных молитв.

2. Христианское богослужение в период гонений

Сведения о христианском богослужении, содержащиеся в патристической литературе. Литургико-канонические памятники как нормативные тексты. Суточный круг богослужения, воскресное богослужение, праздник Пасхи. Евхаристическое богослужение. Крещение и подготовка к нему. Избрание и поставление на служение. Ранняя христианская гимнография. Места совершения христианского богослужения.

3. Церковные центры и литургические традиции

Формирование самостоятельных литургических традиций в крупных церковных и административных центрах (Антиохия, Александрия, Рим) в II–III вв. Легализация христианского богослужения в Римской империи после Миланского эдикта (313 г.). Два типа богослужения (кафедральное и монастырское), их значение для развития богослужения. Роль аскетических групп и монашества в развитии кафедрального и монастырского богослужения. Литургико-канонические тексты IV в.

4. Кафедральное богослужение в Иерусалиме и монастырское богослужение в Палестине (325–614)

Иерусалимское кафедральное богослужение (седмичное, воскресное и праздничное) в IV–VI вв. Стациональные особенности. Древние гимны в иерусалимском кафедральном богослужении. Особенности богослужения в палестинских киновиях и лаврах. Гимнографические тексты в монастырском богослужении. Деятельность прп. Саввы Освященного по устроению монастырей, «Правила Саввы Освященного». Литургические комментарии IV–Vвв.

5. Кафедральное и монастырское богослужение в Иерусалиме и Палестине (639–1009)

Кафедральное богослужение (воскресное и седмичное, праздничное) в Иерусалиме в период халифата. Иерусалимские Лекционарий и Тропологий, их содержание и структура. «Иерусалимский Святогробский типикон». Реформа певческой традиции, появление системы осмогласия и новая иерусалимская гимнография. Формирование палестинских Октоиха, Миней и Триоди. Богослужение в монастыре прп. Саввы в VIII–X вв.

6. Кафедральное и монастырское богослужение в Константинополе (330–726)

Формирование константинопольского кафедрального богослужения в IV в. Константинопольский кафедральный обряд в доиконоборческий период и его характеристики. Суточный круг богослужения, состав и структура служб суточного круга. Константинопольский лекционарий и календарь. Константинопольские гимны, прп. Роман Сладкопевец и его «кондаки». Стациональное богослужение в Константинополе. Монастыри в окрестностях Константинополя и их богослужебная практика. Византийский литургический комментарий до иконоборческого периода.

7. Кафедральное богослужение в Константинополе (726–1204)

Константинопольский кафедральный евхологий. Состав и структура служб суточного круга. Новый константинопольский лекционарий. Состав и структура. Константинопольская певческая Псалтирь. «Типикон Великой Церкви». Византийские литургические комментарии иконоборческого и послеиконоборческого периода. Изобразительные программы литургического содержания в византийских храмах.

8. Монастырское богослужение в Константинополе (787–1204)

Монастырская реформа прп. Феодора Студита в кон. VIII в. Студийский Синаксарь (устав) и его редакции. Суточный, седмичный и годовой круги в студийском богослужении. Богослужебные книги константинопольской студийской традиции (Лекционарии, Часословы, Октоихи, Триоди, Минеи). Студийская гимнография (творения преп. Феодора Студита, свт. Иосифа Солунского, преп. Феофана). Византийские ктиторские типиконы, их взаимоотношение с богослужебными синаксарями. Евергетидский устав и уставы евергетидской традиции в конце XI–XII вв. Новые архитектурные планы византийских храмов.

9. Формирование Иерусалимского типикона (втор. пол. XI в.)

Византинизация иерусалимского богослужения в сер. XI в. Адаптация Студийского Синаксаря к богослужению палестинских киновий и формирование Иерусалимского типикона. Структура, состав и особенности богослужебных книг иерусалимской савваитской традиции (Лекционарии, Часословы, Октоихи, Триоди, Минеи). Распространение Иеруслимского типикона в епархиях Константинопольского патриархата на территории Малой Азии.

10. Кафедральное и монастырское богослужение в Константинополе (1261–1453)

Формирование константинопольской редакции Иерусалимского типикона, кодификация константинопольской богослужебной практики при патриархе Филофее Коккине (Устав священнослужения и Чин Божественной Литургии). Изменения в богослужебных книгах в Палеологовский период (Евхологий, Часослов, Октоих, Триоди, Минеии др. книги). Формирование византийского каталога таинств. Литургические комментарии палеологовского периода и программы росписей в византийских храмах. Литургическая полемика на Ферраро-Флорентийском соборе и ее отражение в богослужебной практике.

11. Начало славянского богослужения (посл. треть IX — нач. X в.)

Славянское богослужение латинского обряда в архиепископии свт. Мефодия Моравского. Славянское богослужение византийского обряда в епископии свт. Климента Охридского. Начало славянской гимнографии. Распространение славянского богослужения византийского обряда в церковной организации I Болгарского царства, редактирование комплекса богослужебных книг в сер. X в. Славянское богослужение в церковной организации Самуилова царства (971–1018).

12. Cлавянское богослужение в XI–XIV вв.

Статус славянского богослужения в византийской «Архиепископии Болгарии». Создание нового комплекса славянских богослужебных книг при архиепископе Охридском Иоанне (1018–1037) и его распространение. Независимые славянские церковные организации в кон. XII —XIII в. и формирование локальных литургичеких традиций. Славянские переводы Иерусалимского устава в ХIV в. Формирование нового комплекса славянских богослужебных книг и его адаптация в славянских церковных организациях на Балканах.

13. Крещение Руси и славянское богослужение в Киевской митрополиии в кон. X — сер. XI вв.

Славянское богослужение в церковной организации Киевского княжества в кон. X в. Неконстантинопольские особенности первоначального комплекса славянских богослужебных книг и его происхождение. Перенесение комплекса славянских богослужебных книг из «Архиепископии Болгарии» в сер. XI в. Перевод Студийского устава в Киево-Печерском монастыре. Использование нового корпуса богослужебных книг в Киевской митрополии. Неконстантинопольские и невизантийские особенности богослужения в Киевской митрополии.

14. Литургические реформы в Русской Церкви в XV–XVII вв.

Распространение Иерусалимского устава и нового комплекса богослужебных книг в XV в. Стоглавый собор и кодификация литургической традиции Русской Церкви в сер. XVI в. Книгопечатание и внесение изменений в богослужебные тексты в XVII в. Типикон 1695 г. как нормативный текст. Формирование стандартного корпуса богослужебных книг.

15. Изменения в богослужении Русской Церкви в XVIII — нач. XXI вв.

Влияние стиля «барокко» в церковной живописи и музыке на богослужение в XVIII в. Изменения в богослужебном пении. Сокращения в собор-но-приходском богослужении в XIX в. Редактирование богослужебных книг в нач. XX в. Литургическая тематика в трудах Всероссийского церковного собора 1917–1918 гг. Изменения в богослужении в XX в. Новые формы регламентации богослужебной практики Русской Православной Церкви во втор. пол. XX в. и новые издания богослужебных книг. Деятельность Священного Синода, Синодальной Богослужебной комиссии, Межсоборного присутствия по упорядочению богослужения в начале XXI в.

Автор Алексей Мстиславович Пентковский доктор восточных церковных наук, профессор кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии

Учебный комитет