Данный номер посвящен 300-летию духовного образования в Санкт-Петербурге, и открывается приветственным словом главного редактора журнала епископа Петергофского Силуана (Никитина).
Как отмечает ректор Академии, "11 июля 1721 года архиепископ Новгородский Феодосий (Яновский) издал распоряжение о создании в Александро-Невском монастыре «для учения юных детей чтения и писания Славенскую школу». Именно эта школа впоследствии стала Александро-Невской славяно-греко-латинской семинарией, Главной семинарией, Санкт-Петербургской духовной семинарией и академией. В течение всей 300-летней истории духовного образования в Петербурге она была образцом для всех других подобных проектов в стране, хотя в ней были и более старые, заслуженные и крупные духовные школы — в Киеве и в Москве".
Номер также содержит приветствия ректоров Академии прошлых лет.
Выход в свет - 1 сентября с. г.
СОДЕРЖАНИЕ
К 300-ЛЕТИЮ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Приветственное слово главного редактора журнала «Христианское чтение» епископа Петергофского Силуана (Никитина), ректора СПбДА с 2019 года
Поздравление протоиерея Владимира Сорокина, ректора СПбДА в 1987–1992 годы
Поздравление митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова), ректора СПбДА в 1996–2008 годы
Поздравление митрополита Тверского и Кашинского Амвросия (Ермакова), ректора СПбДА в 2008–2018 годы
Поздравление епископа Истринского Серафима (Амельченкова), ректора СПбДА в 2018–2019 годы
Епископ Силуан (Никитин), протоиерей Георгий Митрофанов, протоиерей Владимир Хулап, протоиерей Константин Костромин, протоиерей Димитрий Юревич, священник Димитрий Лушников, Е. М. Гундяева. Перспективы духовного образования в Санкт-Петербургской духовной академии
А. Г. Фирсов. Духовное образование как спонсор правительства: духовно-учебный и типографский капиталы Синода в российском бюджете 1860-х гг.
М. В. Шкаровский. Борьба за возвращение Церкви исторического здания Санкт-Петербургской духовной академии в 1992–2013 гг.
Л. К. Александрова-Чукова, А. К. Галкин. „От первого лица“: Богословско-пастырские курсы в Ленинграде в дневниках, резолюциях и письмах митрополита Григория (К двум 75-летним юбилеям открытия духовных школ: 22 ноября 1945 г. и 14 октября 1946 г.)
Протоиерей Константин Костромин. Правовые аспекты создания Богословского института в Петрограде
В. В. Серпенинов. Патриарх Алексий I: к вопросу об образовании
В. И. Шаронов. «Незнаем Ты без них и без меня». Предисловие к первой публикации полной редакции «Венка сонетов» и «Терцин» Л. П. Карсавина
А. П. Соловьев. Ученики В. И. Несмелова и философско-теологические исследования в Казанской духовной академии 1910-х гг.
Т. Н. Жуковская, А. В. Ашихмин. О религиозности университетского человека, ее основаниях и трансформациях (на материалах Санкт-Петербургского университета XIX века): к постановке проблемы
Иеромонах Онуфрий (Ларин). Исторические, правовые и культурные предпосылки возрождения теологического образования в постсоветской России
Священник Димитрий Лушников. Учение о принципах богословского познания в основном богословии архиепископа Никанора (Бровковича; 1826–1890)
Иеромонах Афанасий (Микрюков). Религиозно-антропологические истоки русской педагогической школы. Пример Г. С. Сковороды
И. Б. Гаврилов, П. К. Иванов. К характеристике «метафизики сердца» П. Д. Юркевича
А. А. Бовкало. Об одной книге из собрания митрополита Григория (Чукова)
ТЕОЛОГИЯ
Иеромонах Афанасий (Букин). К вопросу о причинах продолжительной жизнеспособности донатистского раскола
Протоиерей Олег Корытко. Трудности перевода: коранический термин al-ṣamad, его интерпретация и история православно-мусульманских отношений
Священник Михаил Легеев, иеромонах Мефодий (Зинковский). Типология исторического развития: τρóπος τῆς ἐνεργείας Святой Троицы и его значение для истории
Иеромонах Никон (Скарга). Преподобный Исаак Сирин и Феодор Мопсуестийский: союз или разногласие? (Обзор 1-го собрания прп. Исаака Сирина)
История Церкви
Иеромонах Иона (Черкасов). Отношение православного духовенства Симбирской епархии к проблеме пересмотра богослужебного языка в начале XX века
Церковное право
А. В. Ведяев. Нормативное регулирование деятельности церковного суда в Русской Православной Церкви: история, современное состояние, проблемы и перспективы
Священник Владислав Баган. Формирование церковного права как научной дисциплины в России в конце XVIII — начале ХХ вв.
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
А. Ю. Бердникова. А. Бергсон и Э. Гуссерль в философской системе Н. О. Лосского
Священник Максим Никулин. «Ум, который один управляет всей вселенной». Ионийская ноология: рецепция и критика
А. П. Дмитриев. Борис Федорович Егоров как исследователь славянофильства
Научная жизнь. Полемика
Т. Н. Резвых. «Идейный Дон Кихот». О месте Н. Н. Страхова в русской философии. Рецензия на: Фатеев В. А. Н. Н. Страхов: Личность. Творчество. Эпоха. Монография. СПб.: Пушкинский Дом, 2021. 652 с.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ю. С. Дмитриев. Cпецифика процесса секуляризации церковных земель на примере некоторых вотчин Троице-Сергиева монастыря в Переславском уезде
С. А. Маньков. Придворная карьера протоиерея Гавриила Одоевского (1786–1867)
Священник Георгий Безик. Смирение и сила веры в образе римского сотника в деятельной евангельской любви военного духовенства в войне (1914–1918 гг.)
Иеромонах Никодим (Хмыров). Роль Сербского патриарха Варнавы в преодолении юрисдикционных разделений Русской Православной Церкви заграницей
А. А. Хохлов. Церковное правосудие в епархиальной практике в Синодальный период (на примере «Седмиозерного дела»)
Научная жизнь. Полемика
И. В. Петров. История храма как история России: от созидания к революции и обратно. Рецензия на книгу: Карпук Д. А. Путиловская церковь святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры: история, традиции, современность. Н. Новгород: Союзполиграф, 2020. 604 с.
Некролог
Д. И. Макаров. Сергей Сергеевич Хоружий (05.10.1941–22.09.2020)