В правильном направлении: выбираем между теоретической и прикладной магистерской работой

Советы по выбору темы квалификационной работы от преподавателей и учащихся дистанционной магистратуры ИДО ПСТГУ.

arrow-5161491_1280.jpg

С 20 июня начинается прием документов и портфолио в дистанционную магистратуру ИДО ПСТГУ. Для участия в конкурсе необходимо описать в эссе тематику своего будущего магистерского исследования, и это требование вызывает немало вопросов абитуриентов. Что учитывать при выборе темы работы? Как понять, что интересная тема актуальна? Магистратуры дает возможность заниматься и теоретическими, и прикладными вопросами, - на какое направление лучше ориентироваться?

Теология, но не любая

У теологической магистратуры ИДО есть направленность «Православное богословие и философия в современном дискурсе». Часть вопросов теологии – история Церкви, библеистика, литургика – остаются за рамками нашей магистратуры, поскольку в центре внимания - вопросы антропологии и экклесиологии. Магистранты могут изучать их в святоотеческом наследии и русском богословии XIX-XX веков, в работах русских религиозных философов, рассматривать дискуссионные темы современного православного богословия: персонализм, софиологию, учение о Евхаристии и т.д.

К прикладному направлению относятся вопросы, связанные с образованием и катехизацией, современной миссией, управлением, богословскими проблемами биомедицинской этики и антропологическими аспектами развития цифровых технологий

Совместить интересное с полезным

На что ориентироваться при выборе направления магистерского исследования? В первую очередь на собственные интересы, которые хотелось бы реализовать в магистратуре. Научная работа – центральный элемент учебы на магистерской программе. Но у взрослых, занятых, работающих, семейных людей для научной работы не так много времени, и если при этом нет склонности и интереса к выбранной теме, очень сложно довести работу до конца в условиях дефицита времени.

Кроме того, богословие – специфическая область, и попытки придумать какие-то теоретические темы научных исследований превращают богословие в схоластику. Темы не придумываются, а берутся из жизни. Человек пишет магистерскую работу, чтобы решить какой-то важный для него вопрос, и немного странно пытаться поручать магистранту решение чужого вопроса.

Протоиерей Геннадий Егоров, директор ИДО, доцент кафедры новых технологий в гуманитарном образовании, научный руководитель магистрантов: «Магистратура нацелена не просто на развлечение учащихся и удовлетворение их личных интересов, но и на то, чтобы их исследования принесли пользу для Церкви. По выпускникам первых выпусков мы видим, что их работы так или иначе имеют продолжение: если это теоретически работы, магистранты и сейчас продолжают разрабатывать эти темы, если работы прикладные – полученные разработки внедряются в образование, в практику епархии»

Между теорией и практикой

Поскольку жизненные ситуации разные и предпочтения у абитуриентов разные, в магистратуре ИДО не предлагают всем заниматься только теоретической научной работой. Чтобы расширить выбор и дать магистрантам возможность найти более подходящее для них направление, допускаются выпускные квалификационные работы трех разных типов:

1) Классическая научно-исследовательская теоретическая работа, суть которой заключается в изучении той или иной научной гипотезы.

Иван Иванович Улитчев, доцент кафедры новых технологий в гуманитарном образовании, научный руководитель магистрантов: «Теоретическая, или исследовательская работа – пожалуй, наиболее распространенный тип работы по гуманитарным направлениям. Если в практическом типе работе «на выходе» предполагается некий конкретный продукт – учебный курс, рекомендации по действиям в той или иной ситуации, теоретическая работа чаще всего направлена на заполнение «белых пятен» в некоторой определенной области знания»

Татьяна Николаевна Резвых, доцент кафедры новых технологий в гуманитарном образовании, научный руководитель магистрантов: «Как правило, теоретическое направление исследований выбирают те, кто готовит себя к преподавательской деятельности. Немногие из нас способны к анализу чужих сочинений, особенно если требуется анализировать труды по богословию и философии. Провести сам анализ для многих оказывается крайне трудным, как показывает опыт»

2) Прикладное исследование проектного характера: явление или объект исследуется с целью его преобразования, предметом исследования являются существующие проблемы, которые нужно решить, и оптимальные способы их решения.

Протоиерей Геннадий Егоров: «Абитуриент может исходить из той ситуации, в которой он находится. Если у него есть какая-то повседневная практическая работа, вырвать человека из нее и отправить сидеть в библиотеку – вряд ли будет продуктивно. А главное, свой труд, написанный в библиотеке, выпускник потом положит на полку и пойдет доделывать то, что не доделал, пока сидел в этой библиотеке. Если же дать человеку возможность приложить те знания, которые он получает в магистратуре, к решению стоящих перед ним практических задач, это гораздо полезнее. Если студент занят в той или иной профессиональной сфере (например, физика или медицина) и хотел бы исследовать богословские аспекты своей деятельности, и мы думаем, как сделать исследование, которое эти богословские аспекты включает.

Если студент занят практической деятельностью, например, образовательной или организационной, и ощущает недостаток собственных знаний, и мы можем проанализировать его деятельность с учетом тех знаний о человеке, которые есть в Церкви».

Татьяна Владимировна Меланина, начальник учебно-методического управления ПСТГУ, научный руководитель магистрантов: «В центре прикладной магистерской работы стоит реальная проблема, с которой человек имеет дело в своей жизни – в профессиональной деятельности или на приходе. В отличие от теоретического исследования, имеющего в большинстве случае отвлеченный характер, решение данной проблемы влечет за собой определенные изменения в жизни конкретных людей, с которыми студент непосредственно связан. Зачастую именно стремлением помочь другим людям решить конкретную проблему в значимой части их жизни и продиктовано намерение студента взяться за прикладную работу. Это существенно упрощает обоснование актуальности работы, но и накладывает на магистранта и его руководителя дополнительную меру ответственности за полученные результаты»

3) Исследование в виде кейса, которое позволяет разобраться в устройстве того или иного явления, в существующих внутри него причинно-следственных связях, чтобы ввести данное явление в научный оборот, описав его и тем самым сделав возможными исследовательскую работу над этим явлением.

Протоиерей Геннадий Егоров: «Возможно, человек задействован в какой-то уникальной сфере деятельности Церкви, мало описанной в силу разных причин (эта сфера закрыта для посторонних либо недавно возникла). Грамотное описание этой деятельности, с учетом взглядов Церкви на мироустройство, очень важно для дальнейшего ее исследования. Такой кейс станет основой для будущих исследований или новых проектов. Например, магистрант находится на зарубежном приходе Русской Церкви, а посвященных деятельности зарубежных приходов исследований почти нет, и наличие нескольких хороших кейсов могло бы послужить к практической пользе. Тот, кто захочет в будущем провести количественное исследование, сможет составлять опросники, методику, не на основании своего опыта, а на основании кейсов с описаниями конкретных ситуаций, аудитории. Наличие кейсов помогает грамотно спланировать исследование классического типа».

Татьяна Владимировна Меланина: «Для кейса магистрант выбирает реальный проект, организацию или ее подразделение и т.п., которое он заранее оценил как успешно достигшее (или не достигшее) той цели, для которой оно предназначено. В исследовании магистрант фактически обосновывает свою оценку: выявляет механизмы и процессы внутри исследуемого явления, которые обеспечивают его успешность или препятствуют успеху»

От абитуриентов ИДО не требуется заранее определить тип своей будущей работы. В эссе для конкурса портфолио нужно лишь рассказать, с какой темой поступающий в магистратуру хочет работать. Все остальное будет определяться в течение первого года обучения в рамках научно-исследовательской работы студентов.

Актуально или нет?

«Я знаю, какая тема мне интересна, но не могу понять, актуальна ли она?» - один из распространенных вопросов абитуриентов. В чем может быть актуальностью прикладной работы, понятно проще: ведь такое исследование направлено на описание или поиски решения насущных проблем церковной жизни. А что понимается под актуальностью теоретической работы?

Во-первых, исследование того или иного пласта богословского наследия может помочь в решении насущных проблем и вопросов церковной жизни, ведь опыт богословов, религиозных философов, священнослужителей прошлого бывает применим и к современной ситуации. Также актуальной задачей может быть ввод в научный оборот новых, неопубликованных ранее текстов востребованного автора.

В погоне за актуальностью важно не увлекаться: магистерская работа вряд ли сумеет ответить на целый комплекс сложных проблем, изучить большой круг авторов и вопросов и предложить новую теорию.

Татьяна Николаевна Резвых: «Новизна может быть в новом взгляде на проблему, в обращении к новым, ранее неопубликованным материалам, в выборе новых авторов для анализа. Например, точки пересечения философии и богословия, их взаимосвязь, их взаимодействие – у нас в России это практически белое пятно для исследователей»

Иван Иванович Улитчев : «Теоретическая работа не обязательно предполагает какие-либо «открытия», изобретение новых теорий или концепций – наоборот, стремление создать и доказать «универсальную теорию всего», как правило, является признаком научной незрелости магистранта. В этом случае научному руководителю приходится помогать своему подопечному спуститься «с небес на землю», показывая, что обсуждение всех более или менее актуальных тем имеет определенную традицию, иногда весьма богатую и обширную (включающую, вполне вероятно, и публикации на тех языках, которые магистранту неизвестны).

Поэтому при написании работы важно, во-первых, представлять себе, что по теме уже имеется, и, во-вторых, найти в массиве материала «белые пятна», слабо исследованные или недостаточно систематизированные вопросы, или некие конкретные «узкие» аспекты, которым предыдущие исследователи уделяли не слишком много внимания. В этом и заключается новизна теоретических работ, по крайней мере, на магистерском уровне. Это – достаточно скромная, но при этом реалистичная и полезная исследовательская задача»

• В дистанционную богословскую магистратуру ИДО ПСТГУ можно поступить при наличие высшего и богословского образования (это может быть один диплом бакалавриата или семинарии по теологии либо любое высшее образование + документ о переподготовке по теологии).

• Весь процесс обучения – от вступительных испытаний до защиты магистерской работы – проходит через интернет.

• В магистратуре открыто 10 бюджетных мест, на них могут претендовать абитуриенты с дипломами бакалавров и дипломированных специалистов старого образца, не имеющие магистерского диплома и набравшие самые высокие конкурсные баллы.

• Подробнее – на странице с описанием магистерской программы.

Опыт выпускников

Какие работы уже защитили магистранты первых двух выпусков дистанционной магистратуры ИДО и чем они руководствовались в выборе тематики своих работ?

Алексей Михайлович Наклеушев, кейс «Практическое исследование проблем взаимодействия Церкви и пенитенциарной системы в исправительном учреждении»:

«Выбор темы был для меня очевиден: я с 18 лет в системе федеральной службы исполнения наказаний и на протяжении долгого времени плотно общался с осуждёнными, так что это один из основных моих навыков. К тому же, проблемы взаимодействия Церкви и пенитенциарной системы – тема актуальная. Для работы, описывающей проблему в масштабах страны, не хватало исследовательской базы: потребовалось бы больше отведённого времени для сбора информации. Поэтому мы выполнили исследование в виде кейса: был описана конкретная ситуация в конкретном исправительном учреждении»

Ирина Витальевна Праслова, проект «Основы православного понимания ключевых проблем биомедицинской этики: программа обучения для взрослых прихожан»: «Когда я собралась поступать в магистратуру, я пришла посоветоваться о выборе будущей темы магистерской работы к настоятелю храма, прихожанкой которого была. Настоятель посоветовал мне обратить внимание на актуальную для современного мира дисциплину – биоэтику. Батюшка сам перенес трансплантацию почки и понимал всю важность работы в области богословской оценки биоэтических проблем. В то же время я прочла интервью с митрополитом Тихоном Шевкуновым – тогда он был еще ректором Сретенской духовной семинарии. Он рассказал, что рассматривая кандидатуры поступающих в семинарию, прежде всего обращает внимание на тех, кто хочет вести какую-то практическую деятельность: не просто получить диплом, но принести пользу и трудиться на благо Церкви. Учитывая эти слова, я тоже захотела определить какую-то практическую направленность для своей работы. Так было принято решение создать проект образовательной программы «Основы православного понимания ключевых проблем биомедицинской этики», рассчитанной на прихожан храмов»

Монахиня Екатерина (Парунян), работа «Опыт богообщения как источник философии в творчестве М. Экхарта и С. Франка»:

«XIX век и начало XX века – время, когда русские философы открывали для себя религиозную традицию, мистический опыт. Они шли самобытным путем, потому что у них не было традиционной связи со святоотеческим наследием, преемственности, ведь в юности они не имели возможности читать святых отцов на греческом и латыни, слушать лекции в духовных школах, не окормлялись в монастырях... В своем жизненном религиозном опыте русские философы были первооткрывателями. Но все-таки они наследовали религиозной традиции, находясь в лоне русской культуры изначально православной. У Франка же есть параллели с немецкой философией, в частности отсылки к немецкой мистике. Поэтому и возникла идея сравнить Франка с кем-нибудь из немецких мистиков. Я посмотрела работы исследователей, которые рассматривали параллели между немецкими мистиками и святителем Григорием Паламой. Хотелось понять, как русский философ открывал для себя мистическую традицию через немецких мистиков»

Даниил Дмитриевич Черепанов, теоретическое исследование «Учение о Церкви в трудах С. И. Фуделя»: «Книги Сергея Иосифовича Фуделя глубоко затронули меня задолго до поступления в магистратуру, а их главная тема – свидетельство о Церкви – оказалась для меня одной из самых важных. Постепенно сложилась уверенность, что тема эта имеет и более широкое, отнюдь не только личное, значение. И еще я знал по многочисленным отзывам, что эти книги много значат и для тех, кто давно вошел в жизнь Православной Церкви, и для тех, кто с ней только соприкасается. Поэтому я чувствовал себя в каком-то смысле обязанным и Сергею Иосифовичу, и тем, кто хранил рукописи его сочинений, и, конечно, их издателям, и читателям. Пожалуй, эта благодарность и ощущающееся, несмотря на разрыв во времени и пространстве, общение стали решающими».

Вячеслав Евгеньевич Тихонов, теоретическое исследование «Экклесиология священника Павла Флоренского»: «Меня привлекла тема Церкви, особенно тема соотношения Церкви и мироздания, Церкви и космоса – в частности потому, что я изучал богословие В.Н.Лосского. А поскольку Лосский – в каком-то смысле родоначальник умеренного персонализма, изначально я выбрал для магистерской работы тему «Экклезиология персонализма», написал по ней вступительное эссе и даже начал подбирать литературу. Но, на мое счастье, в первом семестре начался курс «Религиозно-философская и богословская антропология священника Павла Флоренского». Этот курс мне очень понравился, и я понял, что моя первая тема – уж слишком глобальная. Поэтому я сузил тему до экклезиологии свящ. Павла Флоренского»

Константин Константинович Калашников, теоретическое исследование «Обожение человека в контексте учения о логосах прп.Максима Исповедника»: «Можно читать Патерики или жития или жизнеописания старцев, можно подражать им, стараясь делать добрые дела, но очень хочется увидеть, как все связывается в единую картину. Как каждый элемент жизни, каждое движение души становится элементом общей картины, где тема «Бог и я» не просто обретает частно-практическое раскрытие, а вплетается в картину бытия, пускай маленькой и неяркой ниточкой, но все же становится частью чего-то большего, нежели один человек. Наверное, поэтому я выбрал темой работы богословие прп. Максима Исповедника, а в нем – тему обожения человека как главную тему человеческой жизни. Мысль преподобного о цельности и всеобщности Божественного замысла приводит в восторг. Как мне показалось, больше никто из святых Отцов Церкви не оставил нам такого всеобъемлющего наследия, проникающего как в пучину практики, так и в космос умных созерцаний».

Сайт ИДО ПСТГУ