Программа научной конференции «Просвещение, образование, книжность в Древней Руси»

Научная конференция Просвещение, образование, книжность в Древней Руси».

Конференция приурочена 210-летию учреждения Санкт-Петербургской духовной академии.

195596.p.jpg

ПРОГРАММА

18–19 июня 2019 г. Санкт-Петербургская духовная академия, Санкт-Петербург, Наб. Обводного канала, д. 7, Книжная гостиная

Начало работы конференции – каждый из заявленных дней в 10:00

Регламент: 20 минут выступление и 10 минут обсуждение

14:30 – 15:00 обед

В течение всего времени работы конференции участникам будут предложены чай, кофе, бутерброды.

18 июня. Секция: Церковь и государство в Древней Руси глазами средневековых книжников и современных историков (к 1150-летию равноапостольного Кирилла, учителя Словенского и 450-летию святителя Филиппа Московского)

Ведущие секции: прот. Константин Костромин, Павел Иванович Гайденко

1. Петров Алексей Владимирович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России с древнейших времён до ХХ в., Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург

Кирилл и Мефодий: pro et contra (историософские размышления)

В докладе предполагается обсудить культурно-историческое значение просветительской миссии свт. Кирилла и Мефодия в Славянском мире.

2. Ульянов Олег Германович, доктор исторических наук, заведующий сектором, ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева», Москва

Учреждение Киевской митрополии в свете новейших научных данных

Проблема учреждения Киевской митрополии до сих пор остается камнем преткновения для современных историков. В середине ХХ в. византинист Э. Хонигманн впервые применил к решению данной проблемы византийские памятники канонического права – списки митрополий Константинопольского патриархата (notitiae episcopatuum), на основании которых он датировал возникновение Русской митрополии Константинопольского патриархата не позднее 997/8 г. За основу данной гипотезы было взято мнение Г. Гёльцера, что последовательность новых митрополий соответствует хронологической последовательности их создания между 931 и 1084 г., как впоследствии тщательно обосновал и Ж. Даррузес.

В результате была отвергнута как устаревшая концепция М.Д. Приселкова о первоначальном подчинении Киевской кафедры охридской (болгарской) иерархии и учреждении в 1037 г. митрополии в Киеве в юрисдикции Константинопольского Патриархата, что стало, как считал А.В. Карташев, «целым каноническим переворотом». Из зарубежных авторов теорию М.Д. Приселкова ныне разделяет лишь Г. Подскальски, в то время как А. Поппэ приложил немало усилий для разработки гипотезы Э. Хонигманна.

В современной российской историографии гипотезу Э. Хонигманна, что «Русская митрополия в составе Цареградской Патриархии была учреждена не позднее 997 г.», принято считать «окончательно доказанной». Между тем, новейшие научные исследования с учетом древнейшего датированного памятника древнерусской письменности — «Остромирова Евангелия» 1056-1057 гг. полностью опровергают тезис об изначальном вхождении Русской Церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и непреложно указывают на учреждение автокефальной Киевской митрополии со времени Крещения Руси Владимиром Святым.

3. Карпов Александр Владимирович, кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

К вопросу о влиянии болгарского богомильства на религиозную жизнь Киевской Руси

В отечественной и зарубежной гуманитарной науке существует гипотеза о значительном распространении в Киевской Руси богомильских идей. Причины этого явления учёные видели и в активных русско-болгарских культурных связях, и в популярности богомильского дуализма как формы социального протеста против феодальной эксплуатации. Ярким примером, подтверждающим эти наблюдения, считали летописный рассказ 1071 г. о волхвах из Ярославля. Рассказанный ими антропогонический миф часто признавался богомильской легендой, а само движение волхвов – массовым антифеодальным восстанием. В действительности, мифология волхвов, также как и их ритуальные действия, имеют ближайшие аналогии в религиозно-мифологической сфере поволжских финнов. А «богомильская окраска» их воззрений является следствием интерпретации событий в сознании автора летописи, непосредственно не знакомого ни с «верой» волхвов, ни собственно с болгарскими богомилами.

4. Мильков Владимир Владимирович, доктор философских наук, Институт философии РАН, Москва

Климент Смолятич: русский опыт автокефалии и наследие Солунских братьев

В докладе будут рассмотрены исторические обстоятельства учреждения в 1147 г. по инициативе Изяслава Мстиславича автокефальной митрополии и необычная для византийской ритуальной практики того времени хиротония Климента Смолятича. Делается попытка осмысления идеологических оснований ритуала интронизации с использованием головы Климента Римского, относящейся к мощам, которые были открыты Кириллом и Мефодием. Позднее голова была вывезена из Корсуня Владимиром Крестителем и стала одной из наиболее почитаемых христианских реликвий. Особое отношение к этой святыне и культу Климента Римского фиксируется в кругах клириков Десятинной церкви и рассматривается в русле традиции проведения независимой от Константинополя церковной политики. В такой своеобразной форме актуализировалось наследие Солунских братьев, приложивших большие усилия к прославлению преемника Петра, четвертого епископа в Риме.

5. Гайденко Павел Иванович, доктор исторических наук, председатель редакционного совета журнала «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях», Казань

Каким должен быть настоящий праздник или любили ли на Руси церковные праздники?

Одним из важнейших и неотъемлемых атрибутов жизни христианина являются церковные праздники. В определённом смысле каждый день церковного календаря отмечен событиями и именами священной истории. Их чествование стало нормой христианского благочестия, позволившей рассматривать каждый будничный день в качестве малого праздника, а в каждом воскресном дне увидеть Пасху. Принятие Русью христианства способствовало включению восточнославянского общества в круг церковных событий и ритм христианской жизни. Однако при том, что сообщения источников нередко сообщают о жизни Руси в контексте христианских праздников, создаётся впечатление, что отношение к церковным праздникам в различных слоях общества далеко не всегда было отмечено радостью и «энтузиазмом». Анализу этой черты жизни христианского населения Киевской Руси и посвящён представленный доклад.

6. Воротынцев Леонид Вячеславович, научный сотрудник, Елецкий Государственный Университет им. И. А. Бунина, Елец

Русско-византийские культурные связи в эпоху «Татарского мира («Pax Tatarica»)

В отечественной историографии сложилось устойчивое мнение о исключительно негативном влиянии Орды на культурное развитие русских земель на протяжении всего периода ордынской зависимости. Действительно, прямым следствием монгольского нашествия 1237-1240 г., а также карательных походов ордынских войск в русские земли во второй половине XIII в. стал значительный упадок материальной культуры русских княжеств и временное прекращение культурных контактов с поздневизантийскими государствами (Никейской империей и державой Палеологов).Вместе с тем, возникновение в конце XIII – первой трети XIV вв. системы трансевразийских торговых коммуникаций, получивших в западных источниках название «Татарского мира» («Pax Tatarica»), способствовало восстановлению как экономического, так и культурного взаимодействия между Византией и русскими княжествами. В 1340-1360-х и 1380-1390-х гг. наблюдается стремительное увеличение числа поездок русских церковных делегаций в Константинополь. Данный феномен непосредственным образом связан с развитием Донского и Днепровского речных торговых маршрутов, а также интенсификацией морского сообщения между итальянскими и ордынскими торговыми факториями в Северном Причерноморье и Константинополем, начиная со второй трети XIV столетия. При митрополите Феогносте (1328-1353 гг.) начинается проникновение на Русь исихастских духовных практик и общежитийного монастырского устава, получивших широкое распространение при его приемнике — митрополите Алексии (1353-1379 гг.). В 1370-х гг. начинает свою деятельность на Северо-Востоке Руси знаменитый византийский иконописец Феофан Грек, оказавший значительное влияние на развитие русской церковной живописи. О значительном притоке византийской религиозной литературы в 40-70-х гг. XIV столетия свидетельствует сообщение летописи о гибели в пожаре во время разгрома Москвы ханом Токтамышем (1382 г.) огромного количества книг, свезенных в церкви Кремля. В конце XIV в. из Византии на Русь проникает идея «православного царства», впервые озвученная в письме константинопольского патриарха Антония IV (1389-1390 гг.) к великому князю московскому Василию Дмитриевичу. Таким образом, можно констатировать, что включение русских земель в систему ордынских торговых коммуникаций «Pax Tatarica», наряду с привилегированным положением РПЦ в государственной системе Улуса Джучи, являлось важнейшим фактором для восстановления русско-византийских культурных связей.

7. Петров Николай Игоревич, кандидат исторических наук, доцент, Петербургский институт иудаики, Санкт-Петербург

Об истоках образа св. Николая Можайского

Доклад посвящен проблеме происхождения скульптурного образа св. Николая Можайского, датируемого XIV в. Думается, что только в самом общем виде данное изваяние можно сопоставлять с западноевропейским искусством. Иконографической основой образа св. Николая Можайского является, как это уже неоднократно отмечалось исследователями, изображение св. Николая Зарайского с воздетыми и разведенными в стороны руками. Представляется, что и истоки ключевых иконографических атрибутов можайской деревянной статуи (меч в деснице и модель крепости в шуйце) следует искать в древнерусском искусстве (изображения князей Бориса и Глеба с моделями храмов, архангела Михаила с мечом и др.). Показательно, что «пересечения» образов и культов свв. Николая Чудотворца, князей Бориса и Глеба, архангела Михаила могут быть обнаружены в древнерусской агиографической литературе. Особое же внимание привлекают прообразы св. Николая Можайского, обнаруживаемые в сфрагистических материалах той поры — на русских и литовских печатях XIV в., свидетельствующих об актуальности в различных княжествах изображения воина (в том числе, с нимбом), держащего в правой руке поднятый вверх меч. Версия А.В.Рындиной о связи можайской скульптуры с сербским серебряным образом мирликийского святителя из барийской базилики представляется малоубедительной.

8. Дворниченко Андрей Юрьевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Истории России с древнейших времен до ХХ века, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Кудрявцева Регина-Елизавета Антоновна, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Образ Великого княжества Литовского в восточнославянской книжности XV–XVII вв.

Доклад посвящён отражению образа одного из «забытых», но очень значимых государственных образований – «Великого княжества Литовского, Жомойтского и Русского» в памятниках восточнославянской книжности XV – XVII вв. Данный материал не только является своего рода вступлением к созданию панорамной картины, запечатлевшей эту страну в историографии и исторической памяти, но имеет ярко выраженное самостоятельное значение. Авторы анализируют сведения письменных памятников Восточной Европы с тем, чтобы понять характер восприятия Великого княжества людьми того времени, стараются выявить основные представления, характер филиации идей, степень взаимовлияния их друг на друга. Какие-то воззрения на историю и характер этого государственного образования быстро отмирали, а другие продолжали жить на протяжении десятилетий и даже столетий.

9. Буланин Дмитрий Михайлович, доктор филологических наук, Институт русской литературы («Пушкинский Дом») РАН, Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург

Первый московский опыт в жанре «Княжеского зерцала»

В Московском государстве XVI в., где полным ходом шло политическое и идеологическое строительство «священного царства», т. е. империи с поправкой на местную специфику, настойчиво проводятся эксперименты по созданию собственно московского «княжеского зерцала» с Александром Македонским в качестве идеала для правителя. Автором этих экспериментов был Максим Грек, знакомый с византийскими образцами жанра не понаслышке. Из византийской традиции почерпнул писатель и склонность выставлять в качестве идеального правителя македонского царя. Известно три опыта в разработке «княжеского зерцала», выстраивающиеся в хронологической последовательности: первый – переводы и адаптации соответствующих переводных текстов, собранные в одну главу в Кормчей Вассиана Патрикеева, второй – переделка греческого варианта «Поучений» валашского господаря Нягое Басараба, третий – собственное сочинений Максима Грека, включенное в его очередное собрание сочинений («Главы поучительны к начальствующим правоверно»).

10. Жуков Артем Евгеньевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник, Научно-исследовательский отдел рукописей Библиотеки академии наук, Санкт-Петербург

К вопросу о перспективах изучения церковных соборов 1547 г. и 1549 г.

Церковным соборам 1547 г. и 1549 г. посвящена обширная научная литература. В своих трудах им уделили внимание такие ученые, как Н.М. Карамзин, митр. Макарий (Булгаков), В.О. Ключевский и др. Большинство исследователей отмечают, что главным деянием соборов была канонизация целого сонма новых чудотворцев. Исключение составляют работы А.Е. Мусина, который считает, что их характер следует оценивать не как «канонизационный», а как «литургический». Несмотря на двухвековую традицию изучения, в истории соборов

1547 г. и 1549 г. остается немало белых пятен. В докладе будут сформулированы некоторые суждения относительно перспектив дальнейшего их изучения, рассмотрены вопросы, которые либо не были решены, либо сохраняют дискуссионный характер.

11. Лобакова Ирина Анатольевна, кандидат филологических наук, Институт русской литературы («Пушкинский Дом») РАН, Санкт-Петербург

Житие митрополита Филиппа и исторические сказания о святителе

Доклад посвящен уточнению связей жития и исторических произведений о нем. Противостояние царя Ивана Грозного и митрополита Филиппа по-разному представлено как в 6-ти известных редакциях Жития, так и в памятниках исторических. Во всех известных сочинениях содержится элемент оценки событий и определенный взгляд на опричнину. Близость взглядов составителя Жития и создателей обнаруженных мною 2-х исторических сказаний XVII в. естественна: противостояние разделению царства, ставшее главным житийным подвигом святителя, оставалось значимым, помогая в осознании современных повествователям событий и их причин. Если княжеские жития (Александра Невского, Михаила Черниговского, Михаила Тверского), которые включались в летописные и хронографические своды, как правило, были основаны на летописных известиях, то Житие митрополита Филиппа в Краткой – первоначальной – редакции стало источником как для составителей Летописного свода 1652 г. и Хронографа особого состава. Источником для создателей исторических повестей о святителе так же было Житие митрополита Филиппа. Особенностям переработки текста источника посвящен предлагаемый доклад.

12. Сапожникова Ольга Сергеевна, кандидат филологических наук, научный сотрудник Отдела рукописей, Библиотека Российской Академии наук, Санкт-Петербург

Митрополит Московский Афанасий и Житие митрополита Филиппа

Житие митрополита Филиппа всегда рассматривалось как сочинение конца XVI в., составленное после перенесения мощей святителя из Тверского Отрочьего монастыря на Соловки (1591), поскольку об этом событии сообщается во всех редакциях памятника. В докладе будут рассмотрены особенности лексики Жития Филиппа, часть которой могла появиться только при жизни Ивана Грозного. Также будут представлены текстологические доказательства главной проекции Жития русского святителя – на Иоанна Златоуста, которая возникла и развивалась имен—но в эпоху Ивана Грозного, среди его приближенных и современников. На основании этих и других наблюдений был сделан вывод о принад—лежности ранней части текста, составленной в близкое к описываемым событиям время, перу митрополита Афанасия (1564–1566).

13. Шаляпин Сергей Олегович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В Ломоносова, Архангельск

Сюжет монастырского заточения в житиях русских святых

Монастырское заточение, как одна из типичных форм средневекового наказания, имеющего особую природу, объединяющую церковно-правовые покаянные цели с формами светской репрессии, не представлялась общественному сознанию Руси чем-то экстремальным или неподобающим. Напротив, присвоение монастырю покаянно-исправительных (пенитенциарных, в первоначальном значении этого термина) функций выглядело вполне уместным и символичным. В связи с этим сюжет монастырского «подначальства» или заточения легко вписывался даже в такой строго регламентированный жанр, каким являлись житийные тексты.

События, связанные с пребыванием святых в монастырском заточении, вошли в жития прп. Максима Грека, свт. митрополита Филиппа, прп. Дионисия Радонежского, прп. Феодосия Сийского, прп. Диодора Юрьегорского, прп. Иова Анзерского и др. Пребывание в монастырском «подначальстве» в житийной традиции рассматривается в нескольких аспектах: как тяжкое испытание (иногда уподобляемое мученичеству раннехристианских святых); как форма смирения и духовного совершенствования; как несправедливый произвол властей (светских или духовных). Но подчас повествование о монастырском «подначальстве» приобретает назидательный характер, иллюстрируя надлежащее поведение святого в ситуации конфликта внутри братии. Так, например, стоит рассматривать сюжет о противостоянии прп. Диодора Юрьегорского и сосланного в его обитель по указу патриарха Филарета, мятежного старца Феодосия. Подобные сюжеты вошли в житийные повествования из практики обителей XVII в., чья повседневная жизнь не обходилась без «мятежей» в среде братии, без регулярных призывов к строгому соблюдению монастырского устава и «смирения» непокорных. Особый интерес в этой связи представляют сведения о жизни святых, которые, по разным причинам, не были кодифицированы в форме житийного текста. К таким относятся, например, сведения о местночтимом прп. Фавстве Пустыннике, основателе Спасо-Маткозерской пустыни. Сохранились несколько документов о его конфликте с епархиальными властями и ссылке в заточение в Кириллов-Белозерский монастырь, не ставшие, впрочем, препятствием к его местному почитанию и включению в Собор Вологодских святых.

14. Гусакова Виктория Олеговна, кандидат искусствоведения, преподаватель, методист, ФГКОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище МО РФ», Отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, Санкт-Петербург

Формирование ценностного отношения к древнерусской литературе у школьников на занятиях по Основам духовно-нравственной культуры народов России

В докладе и статье планируется осветить процесс осмысления школьниками текстов «Слова и Законе и благодати», «Поучения детям», «Легенды о граде Китеже», а также житийной литературы в контексте нравственных проблем современности. Будут освещены трудности прочтения и понимания текстов, их принятия и непринятия, а также подробно рассмотрены методы приобщения пятиклассников к осмыслению православных ценностей и усвоению таких понятий, как завет, заповедь, закон, благо, благодать, отец и сын, наследие, Отечество земное и Отечество Небесное. В конце будут представлены конкретные результаты урочных занятий по ОДНКНР в пятых классах.


19 июня. Секция 1: Репрезентация исторических образов

и сюжетов в историографии и мысли

(к 1050-летию равноапостольной княгини Ольги)

Ведущие секции: прот. Константин Костромин, Александр Сергеевич Королев

1. Королев Александр Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент, Москва

К вопросу об участии мораван в христианизации Руси во времена княгини Ольги

Доклад посвящен проблеме участия мораван в христианизации русов. Следы великоморавского культурного влияния давно выявлены в литературе и материальной культуре Киевской Руси. Неясны детали и пути его проникновения. В XIX-XX вв. было распространено мнение о гибели Великой Моравии в ходе нашествия венгров в самом начале X в. Исходя их этого преобладающим (если не единственным) считалось византийско-болгарское религиозное воздействие на Русь в X в. При внимательном изучении источников, на основании которых ранее была установлена датировка гибели державы мораван, выясняется, что их данные не следует трактовать столь определенно. А результаты археологических исследований и косвенные указания письменных источников позволяют усомниться в этой датировке и продлить историю Моравии еще на несколько десятилетий. В то же время на территории Киевской Руси установлены факты присутствия мораван в первой половине X в. Все это делает возможным их прямое участие в распространении здесь христианства. В ряде сочинений западнославянских авторов XVI-XVIII вв. сообщается о русском князе Олеге второй трети X в., бежавшем из Руси в Моравию, спасаясь от преследований киевского князя. На новой родине знатный беглец начал играть заметную политическую роль, а потерпев поражение в борьбе с венграми, возвратился на Русь во время правления в Киеве Ольги, сделавшись ее ближайшим сподвижником. Эти данные, как будто раскрывающие пути проникновения на Русь моравской религиозной миссии, породили целую историографию. В докладе объясняется, что эта история, вероятно, является плодом фантазии сочинителей генеалогии знатного моравского рода Жеротинов, родоначальником которых был объявлен русский знатный беглец, что, однако, не означает необходимости отказаться от продолжения изысканий в направлении установления обстоятельств, при которых осуществлялось великоморавское религиозно-культурное влияние на Русь.

2. Хижняк Ольга Семеновна, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, Государственный Музей истории религии, Санкт-Петербург

Идея выставки «Св. кн. Ольга и династия Рюриковичей» и сложные вопросы изучения ее жития

1050-летие преставления св. кн. Ольги требует достойного празднования. Нами была задумана выставка, открывавшая ряд торжеств, посвященных этой дате. Экспозиционное осуществление выставки не позволяло замкнуться только в иконографии св. кн. Ольги, поэтому родилось решение показать всю линию ее святых потомков (канонизировано более 150 князей Рюриковичей) и рассказать о том, как русский народ хранит память кн. Ольги. В раскрытии темы и написании экспозиционных текстов мы столкнулись с рядом спорных вопросов, таких как: датировки событий жизни св. Ольги, ее этнической принадлежности и происхождении имени, историко-этнографическое объяснение «мести древлянам», вопрос о крещении и сватовстве византийского императора к кн. Ольге. Особое внимание в выставочных текстах было уделено экономической и государственной деятельности св. кн. Ольги, ставшей предметом пристального исследования в последнее десятилетие.

3. Семенова Светлана Олеговна, кандидат философских наук старший научный сотрудник, ФГБУК «Государственный музей истории религии», Санкт-Петербург

История Руси и России через образы святых потомков княгини Ольги на выставке “Княгиня Ольга и династия Рюриковичей. К 1050-летию преставления святой княгини Ольги”

В Музее истории осенью 2018 г. в преддверии юбилейного года преставления св. Ольги проходила выставка «Княгиня Ольга и династия Рюриковичей. К 1050-летию преставления святой княгини Ольги». Она была посвящена жизни и государственной деятельности св. княгини Ольги и ее потомков – святых Рюриковичей, среди которых более 150 имен. Большинство канонизированных Рюриковичей – благоверные князья послужившие делу строительства государства и защиты его границ, святые жены, помогавшие в их служении и князья, прославленные в лике преподобных. На выставке были представлены иконы, гравюры XVII-XX веков, предметы декоративного искусства и медали, посвященные святым именам из рода династии Рюриковичей и их приемникам – Романовым. Через исторические и легендарные образы авторы экспозиции постарались рассказать об истории Руси и России от князя Рюрика до последнего русского царя Михаила Александровича Романова, названного в честь св. Михаила Тверского, потомка св. Ольги.

4. Костромин Константин Александрович, протоиерей, кандидат исторических наук, кандидат богословия, Санкт-Петербургская Духовная Академия, Санкт-Петербург

Миссия епископа Адальберта и христианизация Польши (к 1050-летию кончины св. равноапостольной княгини Ольги)

Как известно, крещение св. княгини Ольги имело своим продолжением приглашение из державы Оттонов миссионера-епископа Адальберта, миссия которого закончилась неудачей. История Польши в эту эпоху слабее освещена источниками, так как христианизация Польши еще не привела к заметному результату. Однако типологический ряд «Ольга-Святослав-Ярополк-Владимир» имеет черты сходства с типологическим рядом «Пяст-Земовит-Лешко-Мешко», где Мешко выступает аналогом св. Владимира, а легендарный Пяст, соответственно, — св. Ольги. Ввиду того, что в эпоху князя Владимира польское латинское духовенство рассматривало Русь как территорию своей пастырской ответственности, думается, что можно с долей гипотетичности говорить о миссии Адальберта как своего рода «миссионерской разведки», приведшей к крещению Польши и сопровождавшейся посещением Руси.

5. Гордієнко Дмитро Сергійович, кандидат історичних наук, старший науковий співробітник, Інститут української археографії та джерелознавства ім. М. С. Грушевського НАН України

Гордиенко Дмитрий Сергеевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины, Киев

Постать княгині Ольги в українській діаспорній історіографії

Княгиня Ольга в украинской диаспорной историографии

Личность княгини Ольги неоднократно привлекала к себе интерес историков. Её роль в христианизации Руси и в становлении политических институтов восточнославянской государственности осознавали не только далекие потомки, но и современники. Именно поэтому образ святой равноапостольной княгини стал одним из символов украинской культуры. В докладе рассмотрено отражение личности княгини Ольги в диаспорной украинской историографии. Интеллектуальное наследие, посвященное этой прославленной правительнице Киева, в полной мере позволяет увидеть не только уровень украинской научной мысли в условиях зарубежья, но и те интересы и переживания, которые были характерны для украинцев, оказавшихся вне своей исторической родины.

6. Роменский Александр Александрович, кандидат исторических наук, Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», Севастополь

Выступление по скайпу

Кто был «старым Владимиром» в представлении древнерусского книжника?

Несмотря на длительное и плодотворное изучение «Слова о полку Игореве» в его различных аспектах, памятник хранит еще немало загадок. Одна из них — идентификация «старого Владимира», дважды упомянутого в тексте источника. Комментаторы текста разделились на два лагеря: первые издатели «Слова» и их последователи связывали «старого Владимира» с Крестителем Руси. Противоположный взгляд, отождествляющий героя «Слова» с другим известным князем — Владимиром Всеволодовичем Мономахом — нашел не меньше известных сторонников. Для разрешения вопроса следует привлечь дополнительные источники, обратившись к скандинавской письменной традиции. Примечательно, что в сагах генеалогия Рюриковичей начинается именно с Владимира Святославича. В рукописи «Красивая кожа» Владимир Святославич непосредственно назван «Старым», что в точности соответствует эпитету «Слова».

7. Яковенко Андрей Юрьевич, студент Исторического факультета, Московский педагогический государственный университет, Москва

Легенды о св. Вацлаве-Вячеславе на Руси в X–XI вв.: чешско-немецкое или южно-итальянское влияние?

Доклад посвящен исследованию корпуса легенд о св. Вацлаве-Вячеславе, бытовавших на Руси в кон. X – нач. XI в. Больше ста лет назад чешский славист Й. Пекарж впервые осуществил классификацию всех известных на тот момент легенд святого патрона чешской государственности, открыв, тем самым, путь к исследованию его наследия. За прошедшее время было опубликовано немало работ, посвященных агиографии св. Вацлава. Однако, несмотря на богатую историографическую традицию, мало кто из исследователей обращал своё внимание на распространение вацлавской традиции за рамками славяно-германской Ойкумены.

8. Милютенко Надежда Ильинична, кандидат филологических наук, доцент, Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург

Межконфессиональные браки Древней Руси XII–XV вв.

(Ломая конфессиональные границы: антилатинская полемика

и международные браки Рюриковичей (XI–XV века))

В X–XI в. Рюриковичи были связаны широкой сетью международных браков со всей Европой и, как это ни может показаться странным на первый взгляд, С Восточной Римской империей. Вопрос, каким образом она сохранилась и продолжала действовать после Великого раскола между православной и латинской церквями (1054 г.), по-прежнему остается практически неизученным. Греческие анти-латинские сочинения были хорошо известны на Руси, а первые местные памятники появились сразу после 1054 года. «Латинские» браки XI века не засвидетельствованы в «Повести временных дней», но сам раскол вообще не упоминается. Отношение летописцев изменилось в XII в., но именно на это время приходится большинство многочисленных западных браков Рюриковичей. В самой Византии все императрицы были латинского происхождения. Большая часть русских браков заключалась с польскими и венгерскими принцессами, и это естественным образом трансформировалось в московско-литовские связи XIV в. Вопрос, как работала эта система вплоть до брака вел. кн. Василия Дмитриевича и Софии Витовтовны, и будет предметом настоящего доклада.

9. Зиборов Виктор Кузьмич, доктор исторических наук, профессор, Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург

Об изображениях на вислых печатях с легендой ДЬНЕ СЛОВО

Древнерусские вислые печати с легендой ДЬНЕ СЛОВО занимают в русской сфрагистике особое место: смысл легенды многие десятилетия был непонятен, разнообразие изображений на них не имело какого-либо объяснения. Существует около 10 вариантов прочтения легенды, а два наиболее авторитетных исследователя в области русской сфрагистики Н.П.Лихачев и В.Л.Янин считали, что смысл легенды остается непонятным. Автор данного сообщения, обратив внимание на титло, сохранившееся на отдельных экземплярах печатей, высказал предположение о сокращенном написании первого слова легенды. Оно может прочитано как ДАНЬНЕ, т.е. данное слово – клятвенное слово о дарении. Такое прочие позволяет объяснить разнообразие изображений на печатях. Все изображения объединяются в две группы: различные святые и шестикрылые ангелы или Богоматери. Грамота о дарении удостоверялась двумя сторонами: дарителем (изображение святого) и стороной получающей дарение (шестикрылый ангел и Богоматерь). Шестикрылые ангелы – символ монастырей/монашества, Богоматерь — символ церкви в целом. Такое объяснение изображений подтверждается и более поздним актовым материалом: по словам В.Ф.Андреева данные это акты о дарении «в подавляющем большинстве случаем монастырю или церкви».

10. Котышев Дмитрий Михайлович, кандидат исторических наук, МБОУ «Лицей № 13» г. Троицка Челябинской области, Троицк

Процедура интронизации киевских князей: вопросы эволюции.

Посажение князя на стол являлось важным элементом политической культуры домонгольской Руси, что означало демонстрацию легитимности власти. Сама эта процедура не была статичной и на протяжении XI-XII вв. наблюдается её эволюция. Она заключается в переносе места настолования с княжого двора под своды кафедрального храма города. Подобная смена военно-дружинного обряда церковно-сакральным, с одной стороны, находит определенные параллели в истории Византийской империи, а с другой — наглядно демонстрирует процесс становления и развития древнерусских политий как самостоятельных субъектов государственной власти.

11. Симонова Анастасия Александровна, кандидат исторических наук, Московский педагогический государственный университет, Москва

Посохи церковных иерархов Северо-западной Руси.

Посохи церковных иерархов имеют важное значение в церковной литургии. Требования и обряды, связанные с использованием посохов, их внешнему виду были строго регламентированы в XVI веке. Однако, несмотря на довольно жесткие требования, владельцы посохов, занимающие высокие церковные должности, привносили свою личностную нотку. Рассматривая посох как предмет, наделенный не только как символ власти церковных иерархов, но и как предмет святости. Некоторые посохи епископов и святых передавались как символ особой силы и поклонения. Особое внимание следует обратить на посохи иерархов и святителей Северо-западной Руси. Связано это с формированием элементов особой традиции христианства в данном регионе и активными связями с Западной Европой.

12. Абеленцева Ольга Алексеевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт истории РАН, Санкт-Петербург

Успенский Тихвинский монастырь в конце XVI в. как центр духовного и административного локального сообщества

В докладе предполагается рассмотреть характер церковно-государственных отношений на основании анализа данных о роли Успенского Тихвинского монастыря как духовного и административного центра одного из локальных сообществ Северо-Запада России. Монастырь был основан царем Иваном Грозным в 1560 г. в начале Ливонской войны как укрепленный пункт на приграничной территории. Монастырские власти были обязаны поддерживать укрепления («город») в обороноспособном состоянии используя предоставленные для этого человеческие и материальные ресурсы вотчин и принадлежавшего монастырю торгово-ремесленного посада. Исполняя эту и другие обязанности по управлению подведомственными вотчинами, братии монастыря удалось в условиях социально-экономического кризиса конца XVI в. (запустения вотчин и отмены тарханов) наладить хозяйственную деятельность на основе долгосрочного и краткосрочного найма. Таким же способом была решена проблема обеспечения монастыря штатом священно- и церковнослужителей. Монастырь как административный центр также обеспечивал защиту своих интересов и подведомственного ему населения перед представителями государственной власти. В целом анализ данных показывает, что хозяйственные и административные практики монастырских властей обеспечили сообществу высокую степень адаптации к кризисным условиям.

13. Ковалева Елизавета Олеговна, студент, Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург

Духовенство на Земском соборе 1613 года

В докладе собраны и проанализированы биографические сведения о священнослужителях, принявших участие в Земском соборе 1613 г., на котором был избран на царство Михаил Федорович Романов. В исследовании автор опирается на актовые источники, кормовые, вкладные и приходно-расходные книги, синодики. На основании проведенного анализа установлено, что многие представители духовенства, подписавшие Утвержденную грамоту, впоследствии получили назначения на более высокие «должности», большинство из иереев, действительно, присутствовало на Земском соборе, многие из них принимали самое деятельное участие в борьбе с иноземными завоевателями, поддержали кандидатуру Михаила Федоровича и в дальнейшем пользовались благосклонностью юного государя в их деятельности по восстановлению разоренных обителей.

14. Курбанов Андрей Викторович, кандидат исторических наук, научный сотрудник, Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург

Спиридонова Лидия Валентиновна, кандидат исторических наук, научный сотрудник, Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург

Как братья Лихуды учили своих первых студентов мастерству составлять тексты?

Учебная программа открывшейся в 1695 году в Москве школы при Богоявленском монастыре была организована в соответствии с традициями греческих школ XVII века.

Основной целью обучения в ней ставилось не приобретение знания, позволявшего анализировать и понимать произведения прошлого, а, прежде всего, умение синтезировать на основе классических произведений свои собственные тексты. Для этого братья Иоанникий и Софроний Лихуды, возглавившие школу, вели как теоретические, так и практические занятия, свидетельства о которых сохранились в различных рукописных тетрадях из фондов РНБ.

15. Чибисов Борис Игоревич, кандидат исторических наук, старший преподаватель, Тверской государственный университет, Тверь

Педагогические идеи Древней Руси: подходы отечественной историографии

В докладе понятие «педагогика» и «педагогическая идея» используется в качестве terminus technicus, как общепринятый в историко-педагогических исследованиях. Судя по научной и публицистической литературе, большинство исследователей составляют защитники существования на Руси организованной системы школьного образования, вплоть до высшего, классического, ориентированного на последовательное освоение грамматики, риторики, диалектики и других дисциплин. Меньшинство – сторонники сдержанного мнения о характере образовательной составляющей в древнерусском обществе; согласно этому мнению, основу всего обучения составляли церковно-богослужебное знания, в редких случаях дополняемые знакомством с иностранными языками. Имеется и промежуточная точка зрения, согласно которой замысел Владимира Святославича дать аристократической молодежи полный «цикл наук» не удался, поскольку греки-учителя имели опыт лишь частного преподавания, к тому же они не нашли в России достаточного материального поощрения, столкнувшись с сопротивлением христианизации со стороны народа.


19 июня. Секция 2: Книжность в Древней Руси

(памятники, собрания, методики)

Ведущие секции: Павел Иванович Гайденко, Александр Андреев

1. Рождественская Милена Всеволодовна, доктор филологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургская Духовная АкадемияСанкт-Петербург

Роль библейских апокрифов в литературе Древней Руси

Библейские переводные апокрифы сыграли важную роль в формировании книжного репертуара древнеславянских литератур и, в частности, древнерусской литературы. Они стали своеобразным «параллельным» знанием древнерусских книжников об исторических событиях и персонажах Ветхого и Нового Заветов. Апокрифы содержательно и литературно расширяли это знание. Именно в них, вошедших в древнерусские рукописные сборники в южнославянских и древнерусских переводах с греческого, а в некоторых случаях, — с древнееврейского и латинского языков, — книжники видели недостающие им детали и уточнения библейской истории. Эти детали обеспечили жанровое разнообразие апокрифических сочинений, которые, по мнению докладчика, следует рассматривать не только в противопоставлении канону, но и в сопоставлении с ним.

2. Шпаковский Михаил Викторович, старший лаборант, Институт Философии РАН, Москва

У дуба Мамврийского: библейский рассказ о гостеприимстве Авраама в богословии преп. Иосифа Волоцкого

Сюжет о том, как Авраам принял трех ангелов у мамврийского дуба (Быт. 1:18) занимает в богословско-философском наследии Иосифа Волоцкого совершенно особое место. Он посвящает толкованию этого рассказа целое 5 слово «Просветителя» (3 Слово о почитании икон) и Послание о Троице Вассиану. В свою очередь эти тексты доктринально связаны с 6 и 7 словом «Просветителя» (соотв. 1 и 2 Слову о почитании икон). Особое внимание Иосифа к Быт. 1:18 было вызвано двумя причинами: 1) его личным почитанием Андрея Рублева, с которым связано распространение новой для Руси композиции «Ветхозаветной Троицы» т. н. «догматического типа»; 2) критикой «жидовствующими» не только икон данного типа, но и экзегетики Писания в тринитарном духе. Споря со своими оппонентами, Иосиф выстраивает серьезную богословскую апологию, в которой рассматривает вопросы изобразимости Божества, возможности теофаний и классификацию самих видений. Его основная цель — показать, что Авраам принял не просто трех ангелов, а пережил явление самого Божества. В своем докладе я рассмотрю содержательную сторону тринитарной апологетики Иосифа и то, как он обращается к различным темам патристической философии – проблеме постижимости Божественной природы, функций материальных символов и ангелологии. В связи с этим речь пойдет о возможных источниках его рассуждений. Рассмотрение проблемы с такого ракурса позволяет лучше понять степень и характер рецепции переводной патристики в оригинальной древнерусской мысли.

3. Кибинь Алексей Сергеевич, кандидат исторических наук, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Исполины, щуды, гиганты славянской письменности (комментарий к легенде о дулебах и обрах ПВЛ)

Доклад затрагивает проблему влияния на оформление легенды о дулебах и обрах Повести временных лет мотива гигантов (нефилим и рефаим), достаточно широко представленного в переводной славянской книжности. Рассмотрены случаи и контексты появления мотива в текстах, входивших в круг чтения летописца, а также тех текстах, которые представляют интерес в сравнительном отношении.

4. Аверина Светлана Андреевна, кандидат филологических наук, доцент, Санкт-Петербургская Духовная Академия, Санкт-Петербург

Агиография Древней Руси как литературный жанр

Агиография составляет довольно значительную часть русского древнеписьменного наследия, на протяжении длительного времени являясь одним из основных литературных жанров и демонстрируя прекрасный образец «высоконравственной» книжности.

Житие как литературный жанр характеризуется рядом специфических особенностей, при этом определяющей в формировании системы жанрово-стилистических показателей агиографического текста оказалась генетическая связь оригинальной агиографии с переводными житиями и патристической литературой.

Достаточно строгое следование византийскому агиографическому канону (проявляющееся в использовании известного набора языковых средств, особенностях словоупотребления, определенных синтаксических структурах, своеобразных стилистических приемах) дает возможность говорить о стереотипе житийного жанра. Об этом свидетельствует материал оригинальных житий XII–XIII вв., созданных в традициях византийского проповеднического жития.

Однако трансформация агиографического жанра и связанная с этим эволюция агиографического стиля, результаты которых наглядно представлены в житиях последующего времени (особенно XV–XVII вв.), — несомненное свидетельство того, что литературные жанры, унаследованные от Византии и античности, получили на русской почве творческую разработку.

5. Почекаев Роман Юлианович, кандидат юридических наук, доцент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург

Русские авторы-эмигранты о «татарской» политике Московского царства XVI—XVII вв.

В докладе исследуются сведения и оценки политики Московского царства по отношению к наследникам Золотой Орды и другим тюрко-монгольским государствам, содержащиеся в сочинениях эмигрантов XVI—XVIIвв. – Андрея Курбского, Тимофея Анкудинова и Григория Котошихина. Данные сведения анализируются как исторические источники, при этом обращается внимание на степень «ангажированности» сочинений писателей-эмигрантов, их желание дать принципиально негативную трактовку восточной политике Московского царства в угоду своим покровителям.

6. Копанева Дина Дмитриевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Новгородский архиепископ Феодосий (1491–1563) как книжник XVI в. и его рукописное наследие

Новгородский архиепископ Феодосий (1491–1563) — постриженик Иосифо-Волоколамского монастыря, знакомый с членами великокняжеской семьи и видными деятелями XVI в, благословивший на игуменство будущего митрополита Московского, оставил после рукописное наследие, являющееся отражение важным источником по истории Церкви и государства середины XVI в. Архиепископ Феодосий собирал книги, участвовал в создании рукописных сборников, переписывая тексты, вносил в сборники пометы, исправления и дополнения, которые должным образом не были проанализированы в научной литературе, и в данном докладе будут представлены впервые.

7. Корзинин Александр Леонидович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России с древнейших времён до ХХ в., Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург

«Диак инок Корнилий Федоров сын Крюков»: к биографии преподобного Корнилия Комельского

Биография Корнилия Комельского давно стала объектом изучения историков. Она реконструируется в первую очередь на основе Жития преподобного, составленного его учеником Нафанаилом в 1589 г. Несмотря на подробное описание биографии святого, в ней есть немало лакун. Это особенно относится к раннему периоду жизни Корнилия Комельского, который связан с пребыванием его при дворе вел. кн. Марии Ярославны. Существуют разные версии о дате рождения Корнилия (1455 г., 1456 г., 1457 г.), о происхождении фамилии Крюковых (от бояр, дворян), о родственных связях в семье Крюковых. Не ясны причины, побудившие Корнилия оставить светскую карьеру и удалиться в монастырь. Есть разные объяснения разногласий, обострения отношений между Корнилием и великим князем Василием III, проявившихся в конце 1520-х гг. В выступлении будут затронуты вышеперечисленные спорные сюжеты с целью дальнейшего изучения биографии преп.Корнилия Комельского.

8. Лушников Александр Александрович, кандидат исторических наук, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза

«Поучение о медоварцах» – малоизвестное антиязыческое сочинение в составе рукописного сборника XVI в.

В составе рукописи XVI в. из собрания П. А. Овчинникова НИОР РГБ. Ф.209. №218 на л.59 расположена статья, направленная против народного обычая, связанного с культом предков – оставления на ночь «медоварцами» «питья» умершим. Данное сочинение было поставлено Я. Н. Щаповым в один ряд с крупными антиязыческими сочинениями домонгольского периода и с большой долей условности датировано XII – XIII вв., однако в настоящее время оно остается неопубликованным и малоизвестным в историографии. В работе анализируется содержание поучения, проводятся параллели с рядом византийских и древнерусских текстов, в том числе с «Вопрошанием Кириковым», определяются его возможные источники. Делается вывод о том, что наиболее вероятным временем написания «Поучение о медоварцах» стоит считать период не ранее XIV – XV вв., при этом его появление было связано с формированием заупокойного культа и стремлением Церкви упорядочить поминальную практику. Вместе с этим данный источник – одно из древнейших свидетельств домашнего поминального обряда «родителей»; исследователи, как правило, получают о нем сведения только из этнографических записей XIX – XX вв.

9. Андреев Александр Андреевич, кандидат богословия, старший преподаватель, Санкт-Петербургская Духовная Академия, Санкт-Петербург

Особенности состава Ирмологиев в певческих рукописях ХVI века

В докладе рассматриваются Ирмологии в составе пространных певческих кодексов энциклопедического характера РГБ ф. 304.І №414 и №415 и РНБ Кир.-Бел. 652/909 (сер. XVI в.). Содержание Ирмологиев рассматривается в сравнении с памятниками XV и нач. XVII вв. Выявляются ирмосы, отсутствующие в критическом издании древнеславянского Ирмология Х. Ханника. В ряде случаев удается определить и рассмотреть функцию этих «приблых» (дополнительных) ирмосов, что позволяет сделать ряд предварительных выводов по истории русского богослужения в XVI в.

10. Белов Никита Васильевич, студент, Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург

Микитчук Марина Дмитриевна, студент Исторического факультета, Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова, Москва

Летописная Повесть о Казанском взятии и ее редакции XVII-XVIII вв.

Доклад посвящен рассмотрению Повести о Казанском взятии, читающейся в составе ряда летописных компиляций середины XVII — первой половины XVIII вв. Ранее данная Повесть была известна лишь в поздней редакции, относящейся к XVIII в. В ходе исследования были обнаружены два списка ее первоначальной редакции, относящейся к первой половине XVII в. В докладе затрагиваются вопросы, связанные с датировкой Повести, ее источниками и рукописной традицией XVII-XVIII вв.

11. Белова Анна Борисовна, студент, Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург

Практика письма позднего русского средневековья (XV-XVII вв.): перспективы изучения

В подавляющем большинстве работ, посвящённых древнерусскому письму, акцент делается на его результате, а не на его процессе. Между тем, требует внимания и процесс, этот результат обуславливающий. Цель данного доклада – на некоторых примерах показать разработанный автором подход к изучению древнерусского письма как специфической практики с сопровождающими и обеспечивающими её инструментами. Основное внимание сосредоточено на источниках, способных пролить свет на процесс создания рукописных книг, документов и обиходных записей позднего русского средневековья.

12. Грузнова Елена Борисовна, кандидат исторических наук, ответственный секретарь, региональное отделение Российского исторического общества в Санкт-Петербурге

Известия о попытках введения печатного дела при Иване III и их изучение

Рассматривается сюжет о тиражировании книг методом, напоминающим ксилографию, в «Рукописи старицы-игуменьи Марии, урожденной княжны Одоевской» в связи с достоверными историческими свидетельствами о попытках введения книгопечатания на Руси в конце XV в. и общим развитием технологии изготовления книг в Европе в конце XIV–XVI вв. Характеризуется история публикации и изучения «Рукописи», качество её критики. Обосновывается необходимость пересмотра подходов к использованию подобных произведений в научных исследованиях.

13. Стройлова Екатерина Сергеевна, магистр истории, аспирант Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы», ГОУ «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета

Деятельность Острожской типографии в контексте политической и конфессиональной ситуации в Восточной Европе в конце XVI – XVIII в.

Развитие системы образования на восточноевропейских землях напрямую связано с темой религиозно-политической борьбы, возникшей с XVI в. между православием и католицизмом. Одним из противников католического наступления была Острожская школа, деятельность которой мы рассмотрим.

Предполагается, что книги, находившиеся в XVII-XVIII вв. в библиотеке Острожской школы, подразделялись на богослужебные; изданные для борьбы с католической пропагандой; предназначенные для полемики с униатами; получения начального образования. Библиотечные фонды Острожской школы в XVII-XVIII вв. представлены в основном религиозной литературой. Использование изданий Острожской типографии в образовательном процессе Острожской школы содействовало развитию образования и культуры в восточноевропейском регионе, укреплению языкового единства.

14. Копытова Ирина Николаевна, главный хранитель фондов, Муницпальное бюджетное учреждение «Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина»

Кириллические издания ХVI—XVII вв.

в собрании Чердынского краеведческого музея им. А.С.Пушкина

В одном из самых старых музеев Пермского края – Чердынском краеведческом музее им. А.С. Пушкина хранится 60 книг кириллической печати 16-17 вв. Большинство из них были изданы на Московском печатном дворе. Часть из них с владельческими записями, с указанием на их использование во всех слоях общества и даже православными священниками вплоть до н. ХХ в. Книги бытовали в самой Чердыни либо в её округе, в том числе и у старообрядцев, которые приобретали их из других мест России.

Книги изучены благодаря программе «МГУ российской провинции» в ходе её реализации в Чердыни — найден экземпляр разыскиваемой Псалтыри с восследованием (09.1694), которая важна с точки зрения истории русского книгопечатания.

Сайт Санкт-Петербургской духовной академии