Современная духовная школа: социометрический мониторинг

Для ссылки: Куренков Алексей, протоиерей; Питка С.Н. Труды Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Выпуск XIII: Сборник научных трудов. – Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия, 2021. – Вып. XIII. – 432 с. – С. 11-46.

16.PNG

Авторы:

Протоиерей Алексей Куренков,ректор Белгородской православной  духовной семинарии (с миссионерской правленностью),  кандидат философских наук.

Питка Светлана Николаевна, кандидат социологических наук, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова


Современная духовная школа: социометрический мониторинг


Аннотация: В статье представлен социометрический анализ, позволяющий увидеть особенности восприятия обучения в современной духовной школе. На основании результативных социологических методик выясняется ряд вопросов, определяющих факторы выбора учебы в семинарии, уровень самооценки учащихся в семинарии, причины сложностей во взаимоотношениях среди учащихся, перспективы дальнейшего обучения и духовного роста, заинтересованность учащихся в конкретных учебных дисциплинах, состояние социально-психологического климата в учебном заведении. Полученные результаты социологического исследования позволяют сделать следующие выводы: необходимо поднять престиж церкви, примерного образа жизни священников достойного подражания; ведение активной академической научной работы с публичным освещением; представление обществу положительных примеров выпускников, ставших успешными пастырями; рекламировать учебу в семинарии в определенных духовных пространствах: на приходах, в духовных центрах и пр.


С целью изучения факторов укрепления позиций института церкви и, в частности, православных духовных семинарий в рамках БДПС был проведен социологический опрос среди учащихся заочной формы обучения (N=29). При проведении социологического исследования были использованы методики современных российских и зарубежных социологов (1).

Первоначально мы попытались определить факторы выбора учебы в семинарии (рис. 1):

1.PNG

Рис. 1. Факторы выбора учебы в семинарии


Из рисунка мы можем заметить, что на выбор учебы в БПДС учащихся заочной формы обучения повлиял духовный отец (44,9%). Значительная часть учащихся отметила, что это был их самостоятельный выбор (37,9%). 3,4% отметили родственников и столько же – друзей как факторы выбора учебы, а 13,7% указали свой вариант. Имели место следующие комментарии:

Предложил учебу в духовной семинарии настоятель Храма. На тот момент это было сложное решение, связанное с отсутствием свободного времени.

Друзья посоветовали конкретно нашу семинарию.

Симбиоз бесед с другом священником, собственных исканий и течение жизни.

Нельзя сказать, что только лишь духовник сыграл решающую роль в моем выборе. Божий промысел, приведший меня к духовнику, перемена ума, с дальнейшим раскрытием для меня красоты учения православной Церкви, и желание дальнейшего изучения всего того, что связано с Церковью.

Духовный отец. Игумен Павел.

Настоятель храма, куда я хожу, но я еще не достиг степени совершенства, которая позволяет называть его духовным отцом.

Жизненная ситуация.

Просто решился свою жизнь посвятить служению Господу, и Он Сам устроил моё поступление в семинарию. А духовник и родители были только «за».

Владыка.

Совет с Андреем Ткачёвым.

Мы спросили учащихся: «Можете ли Вы сказать о себе, что изменились в процессе обучения в духовной семинарии?» Большинство ответов были положительные (рис. 2):

2.PNG

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: Можете ли Вы сказать о себе, что изменились в процессе обучения в духовной семинарии?»


Из ответов мы можем увидеть, что большинство учащихся (93,1%) отметили, что изменились в процессе учебы в семинарии, причем наиболее активно с этим согласились 65,5%, а несколько менее уверены в этом 27,6% учащихся. Лишь 3,4% не заметили особых изменений за период учебы, 3,4% указали свой вариант. Учащиеся достаточно часто отмечали, что получили знания в процессе обучения, которые позволили им стать увереннее:

Далее мы попросили уточнить, в чем заключаются данные изменения. Мнения учащихся в данной связи приведем ниже:

Сложно сказать, изменился я или нет в процессе обучения в Духовной семинарии, или в процессе воцерковления, но за время обучения я много узнал и нашел ответы на свои вопросы. Жена говорит, что я стал лучше, но это по милости Божией. Духовная семинария дала знания и примеры – как можно жить.

В обретении смысла жизни, в получении ответов на давно возникшие вопросы.

Зрелость, целостность и уверенность.

Получил необходимые знания.

Сознание еще большей ответственности священников перед Богом в своем служении.

В отношении к людям и требованиям к самому себе.

Познакомился с православной философией.

Отношение к служению в церкви, отношение к однокурсникам, обмен/приобретение опыта жизни в церкви.

Духовным ростом. Те знания, которые получил в семинарии, помогли разобраться с собственными внутренними проблемами, преследующими всю сознательную жизнь. Осознать причины их появления и найти эффективные способы их решения. Думаю, в этом был промысел: чтобы научится решать духовные проблемы паствы, нужно было их сначала испытать на себе.

Пришло понимание, что я «пыль» вселенной

Моё воцерковление произошло 4 года назад, а я учусь на 3-м курсе. Поэтому не могу однозначно утверждать, что изменился «в процессе обучения», а не «за время обучения». Вероятно, причины изменений более обширны, нежели влияние семинарии.

Стал более смиренным и уравновешанным, появилось понимание, как жить надо и куда двигаться. Практически не смотрю телевизор, стараюсь жить в согласии с Евангелие, а не с существующими «нормами» современной жизни.

В первую очередь, обучение в семинарии (хоть и заочно) дало мне новые знания в церковной сфере, научило работать с материалом, писать рефераты, изучать литературу по изучаемым дисциплинам.

Что касается внутренних моих изменений, то это – опыт общения с людьми, знакомые замечают, что я стал серьезнее, стал более четко и конструктивно излагать свои мысли, стал общительнее.

Получил знания, стал уверенней

Глядя на других, учусь сам. По отношению к сессиям: что нас не убивает, делает нас сильнее.

В сферу интересов вошли новые книги; пришло понимание некоторых моментов церковной жизни и истории.

Знания, как мне кажется, в любом случае меняют человека. Я стал собраннее. Я четко определился, что я дальше должен делать в жизни

В отношении к миру, к жизни.

Я стал критичнее относиться к себе в отношении с окружающими. Стал более ответственен. Стал смиреннее. Но общество тоже влияет и не всегда в положительную сторону

Больше времени уделяю семье. Произошла переоценка ценностей. Началась борьба со страстями.

Получаю много информации в процессе учебы и чувствую себя уверенно в церкви и среди православных.

Стал более терпелив, усидчив, появилась тяга к чтению.

Аккуратность суждений

В людях, учащихся рядом со мной, я увидел огромный колорит мнений, касаемо Церкви, святейшего патриарха, касаемо самого обучения в семинарии. Зачастую весьма удивительных. Также видны были и некоторые изменения этих мнений в процессе обучения. И с моей точки зрения, эти изменения были положительными. Моё самое главное изменение связано с выработкой более терпимого отношения к иномыслию, с которым я не согласен; с приобретением знания, которое помогает с большим пониманием относиться к людям православной веры, в первую очередь, и к инославным.

Понимание миссии, смирение, знание канонов повлияло на понимание миссии священника.

В усвоении базовых христианских ценностей, особенно хотел бы отметить предмет Патрология и то, что нам в телеграмме присылают цитаты Святых отцов.

В понимании и ощущении того, что пребываешь в истине, которую искал.

Мы посчитали необходимым определить ценностные приоритеты учащихся, которые иерархически выстроились по десятибалльной системе следующим образом (рис. 3):

3.PNG

Рис. 3. Ценностные приоритеты учащихся (в баллах)


Данный рисунок показывает, что самой приоритетной ценностью для учащихся является вера в Бога (207 баллов), семья (187 баллов), помощь и милосердие к людям (140 баллов), любовь (136 баллов), здоровье (102 балла), друзья (79 баллов), творчество (62 баллов). Также были отмечены позиции: общение с природой и животными (45 баллов), личная безопасность (40 баллов), независимость, самостоятельность, свобода, возможность самореализации (40 баллов), защита природы (24 балла). Менее значимыми оказались такие ценности, как: защита благополучия всех людей (7 баллов), удовольствия, развлечения, хобби (7 баллов), жизненный успех (7 баллов), социальный статус (2 балла) и совсем незначимыми позициями оказались карьера и внешняя привлекательность.

Учащиеся также отметили собственные значимые позиции:

Причастие Тела и Крови Христовой. Принятие участия в Церковных Таинствах.

Возможность участия в церковной жизни.

Благовествование.

Блаженный Августин: «Люби Бога и делай, что хочешь».

Думаю, самое важное в жизни – угодить Господу, а это выполнение заповедей, Нагорной Проповеди, стремление через ответственное выполнение повседневных обязанностей служить Творцу. Научиться видеть в каждом человеке образ Бога, даже во врагах. Считаю эти принципы самыми главными, а все вышеперечисленные пункты важны на столько, на сколько они соотносятся с евангельскими идеалами. Важно в себе устранить духовную поломку, вызванную первородным грехом, а это не возможно без Веры, любви, без служения близким и дальним, без жизни вне Православной Церкви.

В дальнейшем мы посредством ряда вопросов попытались определить социально-психологический климат в семинарии что, безусловно, также является фактором привлекательности обучения. На вопрос: «Существует ли сложности в ваших взаимоотношениях с другими учащимися?» были получены следующие ответы (рис. 4):

4.PNG

Рис. 4. Сложности взаимоотношений учащихся


Из рисунка мы можем заметить, что у большинства семинаристов (96,5%) не возникает сложностей во взаимоотношениях с другими учащимися, причем наиболее уверенно заявили об этом 68,9%. Лишь 3,4% учащихся отметили, что такие сложности скорее присутствуют.

На вопрос: «Что является причиной таких сложностей?» получены следующие ответы (рис. 5):

5.PNG

Рис. 5. Причины сложностей взаимоотношений учащихся


Так как на предыдущий вопрос учащимися были даны, преимущественно, отрицательные ответы, лишь небольшое количество учащихся отметило причины сложностей во взаимоотношениях: непонимание (3,4%), разобщенность (3,4%), собственное невнимание (3,4%).

Несмотря на то, что незначительный процент учащихся отметил, что у них есть сложности в отношениях с учащимися, на вопрос: «В чем причины таких сложностей?» в качестве своего варианта ответа были указаны разнообразные причины, что свидетельствует все же о наличии подобных проблем, о которых открыто учащиеся не заявили. Приведем ниже данные причины:

Невозможность быть на лекциях и экзаменах из-за того, что в это время нахожусь на работе.

Разный возраст и опыт.

Разобщенность, если бы были сложности.

Желание не нарушать личное пространство другого человека, не люблю мешать людям.

Причина моих сложностей во взаимоотношениях с окружающими людьми – гордыня, тщеславие, не смирение, отсутствие любви, жестокосердие…

Нет сложностей – скучаю. Не видел давно всех и Студентов и преподавателей. Первым делом с поезда шел к святителю Иоасафу, брал у него благословение и просил помощи в учебе. Сейчас и учеба не идет.

Собственная леность.

Внушает опасение духовное устроение нескольких семинаристов, стараюсь свести общение с ними к нулю.

Далее мы попросили учащихся отметить, какие проблемы обучения и жизни в семинарии. Приведем их мнения:

Возможно, было бы лучше, если бы все заочники, на время сессии, проживали вместе в семинарии или в непосредственной близости от места учебы.

Отсутствие миссионерского горения и делания, опыта общинной жизни и созидания церкви (как общины).

Есть в некоторых моментах оторванность от реалий.

Кажется, проблемы кроются лишь в страстях, вернее невнимания к ним себя самого, сокурсников и преподавателей. В целом, очень доволен качеством преподавания. А самая главная проблема – заставить себя учится, победить собственную лень, это тяжелее всего.

Проблема совмещения воспитания и творческой атмосферы.

Жилищные проблемы во время сессии, не забота старосты группы о коллективе.

Думаю, надо побольше времени выделить для лекций по предметам следующей сессии.

Недостаточно глубокие знания.

Проблема обучения для заочников моего поколения в том, что добавились такие предметы, которые выучить за две-три «заочные» лекции (древнегреческий и латинский языки) просто нереально, профанация получается.

Дистанционка «выбила меня с колеи», образовалась куча «хвостов». Нет живого общения с преподавателями.

Мне все нравится, проблем нет.

Как, по-моему, то ещё немного строгости и требовательности к успеваемости обучаемым не помешало бы.

Житейские проблемы, которыми оправдываю свою лень.

Иногда сложно правильно, во всей полноте, раскрыть суть изучаемого предмета без постоянной обратной связи с преподавателем. Могут помочь хотя бы видео-лекции с изложением основных направлений. Видео-лекции как в интернете (Например, как у дьякона Павла Сержантова – основы исихазма).

Удаленность от места жительства, очень дорого учиться и ездить, в этом году очень хорошо, что можно было онлайн учиться.

4 учащихся отметили, что нет проблем.

Таких проблем нет.

Проблем не вижу, кто хочет учиться, тот учится, кто не хочет учиться, тот не учится.

Не вижу проблем.

В дальнейшем мы спросили учащихся: определились ли Вы с дальнейшим выбором (рис. 6):

6.PNG

Рис. 6. Определенность в дальнейшем выборе


Из рисунка мы можем заметить, что большинство респондентов (75,9%) определились с дальнейшим выбором, в то время как 24,1% учащихся своего выбора еще не сделали.

Мотивация к обучению в семинарии во многом определяется интересом к преподаваемым дисциплинам, в связи с чем, мы спросили учащихся: «Какие предметы даются Вам наиболее легко и особенно интересны?». Результаты данного вопроса приведем ниже, где приведена определенная иерархия интересных и «легко дающихся» предметов (рис. 7):

7.PNG

Рис. 7. Наиболее интересные дисциплины с позиции учащихся (в баллах)


Наиболее интересными предметами являются Священное писание Нового Завета, Догматическое богословие, Священное писание Ветхого Завета, История русской церкви, Патрология, Катехизис, Литургика и другие дисциплины.

Учащимися были также высказаны следующие пожелания:

Предметы интересны все, проблема только в нехватке времени, поэтому на некоторые предметы просто не было возможности уделять время для их изучения, такие предметы приходилось изучать непосредственно перед экзаменами.

Все предметы интересны, все предметы сложны, по всем предметом нужно подтягивать собственные знания.

Не совсем понятно, что оценивать: собственные знания, или сложность/легкость предмета, или интерес к предмету?

Были также добавлены как интересные следующие дисциплины:

История западных вероисповеданий и сравнительное богословие 30 баллов

Гомилетика

Следует отметить, что у 6,9% учащихся не было таких дисциплин, как:

Апологетика

Аскетика

Церковное право

Нравственное Богословие

Мы также поинтересовались, какие предметы для учащихся наиболее сложные, среди которых были названы следующие:

Греческий язык (34,5%)

Литургика (24,1%)

Догматическое Богословие (20,7%)

Патрология (17,2%)

История РПЦ (10,3%)

Латинский язык (10,3%)

10,3% учащихся отметили, что им сложно даются иностранные языки.

Мы спросили: в чем причины сложности данных предметов. В результате были указаны следующие причины:

Литургика:

Уделяю мало времени этому предмету, службе в церкви, нужно время для того, чтобы перестроиться.

Много важных деталей, которые необходимо запомнить.

Плохая память.

В огромном количестве информации, которые нужно удерживать. Один праздник Благовещения с его особенностями чего только стоит.

Незнание.

Необходимо запомнить много последований и действий – наука точная, похожа на математику, состоящую не из теорем, а только из аксиом.

Литургика – очень тяжелый предмет ввиду отсутствия священнической практики.

В отношении сложности данной дисциплины были и другие мнения:

Легче всего с Литургикой. Стараюсь быть на службе каждый день, но в последнее время не всегда получается.

В отношении иностранных языков были высказаны следующие причины их сложности:

Отсутствие мотивирующей практики и общения.

Трудно изучить слова и грамматику.

Мне их уже трудно изучать, да и не понимаю, что мне с ними делать.

Греческий язык:

Ограниченное время на освоение языка, размытость предмета учебной дисциплины.

Сложность предмета.

Возможно, личная тупость, но мне было очень сложно.

Нет времени для изучения, да и для остальных предметов не всегда есть время.

Собственная леность.

Недостаток времени и памяти.

Отсутствие способностей к языкам.

С большим трудом усваивается грамматика данных дисциплин.

Ограниченное время на освоение языка.

В отношении латинского языка были также указаны такие причины, как сложное усвоение грамматики данных дисциплин, отсутствие способностей.

Заочникам дается мало времени на обучение латинского и греческого языков (может, нужна специальная методика, потому что языки специфические).

Таким образом, основными причинами сложности изучения языков являются:

  • Недостаток времени

  • Сложность предмета

  • Размытость предмета учебной дисциплины, сложная грамматика

  • Личные и психические особенности: недостаток памяти

  • Собственная леность

  • Отсутствие мотивирующей практики и общения


Догматическое Богословие

Возрастное

Боязнь ошибиться

Трудно дается заучивание молитв

Требовательность преподавателя (вполне оправданная!).


Нравственное богословие:

Размытость предмета учебной дисциплины


Патрология

Незнание

Интересна, но даты и точность меня подводят….

Недостаточное усердие…

В отношении дисциплины «История РПЦ» и «Церковное право» в качестве причины сложности была указана такая причина как «плохая память», а в отношении пения – отсутствие слуха.

Учащиеся высказали также следующие общие комментарии:

Сложности таких дисциплин, как: литургика, философия, русская религиозная мысль, возможно, заключается в духовных причинах. Опыт показал, что лучше сначала готовить те предметы, которые знаешь лучше всего, а перед самой сессией учить то, в чём плохо разбираешься.

В отношении таких предметов, как догматика, патрология, греческий язык, латинский язык, церковная история: большое количество имен, дат, определений.

Особенно сложные предметы, это те, на которые так и не хватило достаточно времени для их изучения, но есть огромное желание постепенно изучать эти предметы самостоятельно. Например: история РПЦ; догматическое богословие; патрология … В принципе, можно перечислить большинство предметов, но не по причине их сложности, а из-за нехватки времени, и из-за собственного скверного общего образования (пробелы в истории, географии и т.д.). Нехватка времени, сложный распорядок дня, временами лень и хандра...

Сложные дисциплины – это те, на которые не удается уделять достаточное количество времени.

Мы спросили учащихся, согласны ли они с тем, что семинарист – это лицо церкви? Результаты ответов на этот вопрос показали, что большинство семинаристов (86,2%) согласились с этим утверждением, в то время как 13,8% респондентов высказали противоположное мнение (рис. 8):

8.PNG

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что семинарист — это лицо церкви?»


Были приведены следующие интересные высказывания:

Скорее, да, так как лицом церкви является священник.

Согласен с тем, что, если не лицо, то уж личико точно.

Далее мы попросили оценить влияние русской православной церкви на определенные сферы по пятибалльной шкале (рис. 9):

9.PNG

Рис. 9. Влияние русской православной церкви на определенные сферы (в баллах)


Наиболее сильное влияние РПЦ, по мнению учащихся, оказывает на духовно-нравственное состояние российского общества (98 баллов), культурное развитие (95), межнациональные отношения (86), внутреннюю политику (76), образование (75), внешнюю политику (68), науку (52). Как мы можем заметить: все предложенные в данном вопросе позиции подвержены влиянию Русской Православной Церкви.

В отношении данного вопроса было высказано следующее мнение:

Я думаю, что сейчас у нас по всем пунктам где-то на троечку, а хотелось и могли бы на пятёрочку. Начать с образования, культурное развитие начнет расти, поднимется духовно-нравственное состояние российского общества, выстроятся межнациональные отношения, определим внутреннюю и внешнюю политику. Когда мы все это поймем, тогда понятно будет, в каком направлении развивать науку.

Затем мы попросили ответить на вопрос: «Каким образом должны строиться отношения между обществом, церковью и государством?» (рис. 10):

10.PNG

Рис. 10. Траектории взаимодействия церкви и государства с позиции учащихся


Данные, представленные выше, свидетельствуют о том, что 48,3% учащихся отметили, что церковь должна влиять на духовную жизнь общества, не вмешиваясь в государственную политику, а 58,6% – на то, что церковь помимо вопросов веры должна активно участвовать в решении проблем общества.

«Какова, по вашему мнению, главная причина обращения человека к Богу? – спросили мы учащихся БДПС, на что были получены следующие ответы (рис. 11):

11.PNG

Рис. 11. Причины обращения человека к Богу


По мнению 48,3% человека обращает к Богу переоценка ценностей, 24,1% – сложные жизненные обстоятельства, 13,8% указали такую причину, как серьезные проблемы со здоровьем собственные и близких людей, и столько же процентов высказали свое мнение:

На мой взгляд, важно отличать обращение человека к Богу и воцерковление. Я лично воцерковился, будучи студентом, в результате переоценки ценностей. Но думаю, что большинство людей обращаются к Богу, если что-то случается с ними или их близкими. Вопрос лишь в том, воцерковляются ли они после этого.

Трудно сказать, что явилось причиной: это какой-то внутренний толчок был, хотя у меня в семье есть и монахи. Но ранее я не интересовался особо их жизнью и мировоззрением. А тут вдруг вспышка, внутренний удар – и все: решил, что буду заканчивать семинарию. Хотя сам я иконописец, крещен с рождения

Кнут и пряник. Пряник, к сожалению, чаще проходит не замеченным, без благодарности Тому, кто его дал и приписывается себе. Ну, а потом кнут. То есть, видимо, сначала переоценка ценностей, если не сподобился по-хорошему, то сложные жизненные обстоятельства или/и проблемы со здоровьем близких, потом все-таки опять № 3: переоценка ценностей.

У каждого своя Главная причина.

В связи со сложными жизненными обстоятельствами у меня произошла переоценка ценностей.

Вера – дар Бога человеку.

Встреча, касание Бога, опыт Христовой любви.

Через сложные жизненные обстоятельства и серьезные проблемы со здоровьем, собственные и близких людей, у человека происходит переоценка ценностей.

Поиск Бога, себя, своего места.

У каждого свои причины узнать правду и познать истину.

Тоска по совершенству.

Мы спросили респондентов: «Что дает Вам богослужение?». Ответы на данный вопрос позволили обнаружить следующее (рис. 12):

12.PNG

Рис. 12. Распределение ответов на вопрос «Что дает Вам Богослужение?»


Большинство учащихся отметили, что Богослужение дает им спокойствие (48,3%) и силу и уверенность (44,9%), а также улучшение духовного и физического самочувствия (34,5%), безопасность (17,2%). 37,9% указали свой вариант, считая, что Богослужение дает им следующее (цитирование):

Жизнь;

Преображающую благодать;

По-настоящему любимое дело;

Исполнение долга перед живыми и усопшими;

Всё даёт Богослужение дает все;

Богообщение;

лёгкость, умиротворение и прилив сил;

Богослужение, Церковные Таинства, и Причастие дает мне надежду на спасение. Если по какой-то причине я не Причастился Тела и Крови Христовой за Литургией, то появляется чувство, что я лишил себя очень важного…

Постоянная практика (в алтаре пономарем), которая дает спокойствие и уверенность при сдаче экзаменов по некоторым предметам.

Гармонию;

Любовь, Божий страх, благодать;

Правильное понимание жизненных обстоятельств;

Православное Богослужение дает мне возможность приобщиться Святых Таинств Церкви, главные из которых – Приобщение Святых Тела и Крови Христовых и Таинство покаяния, без которых невозможна полноценная духовная жизнь в Лоне Церкви! А еще на службах я чувствую особое присутствие Божье.

Мы спросили учащихся: «К кому бы Вы обратились бы за помощью в трудной ситуации? (рис. 13):

13.PNG

Рис. 13. Распределение ответов на вопрос: «К кому бы Вы обратились бы за помощью в трудной ситуации?»


Согласно данным, представленным на рисунке, большинство учащихся обратится за помощью к священнику (44,9%) и близким друзьям (27,6%), а также родителям (13,8%). 10,3% не стали бы обращаться ни к кому за помощью а стали бы действовать самостоятельно. Большинство учащихся же 48,3% отметили свой вариант, из них 37,9% обратились бы в первую очередь к Богу:

К Богу .

Молюсь и ищу понимания Божьего промысла .

К БОГУ.

Одно всегда неизменно: в сложной жизненной ситуации, в первую очередь, обращаюсь к Богу и святым за помощью. А в целом, это зависит от рода «проблемы». Конечно, когда случаются трудности, обращаюсь за помощью к близким и друзьям.

Иногда к священнику, но редко. Не хочу кого-то обременять своими проблемами. Пытаюсь всё делать самостоятельно или приду в храм и помолюсь перед образами. И получаю ответ.

Вначале к Богу в молитве, а затем по обстоятельствам.

Обращаюсь к Богу и потом уже по конкретным вопросам к людям.

Молитва.

В первую очередь, я стараюсь посоветоваться с духовником, а если нет такой возможности, то с близким другом, опытным в жизни, рассудительным, духовным, мнение которого для меня является авторитетным. Это касаемо вопросов, более относящихся к мирской жизни. Если же вопрос духовного порядка, внутренней жизни, то при отсутствии возможности поговорить с духовником, я поговорю со священником, у которого я исповедываюсь.

К Богу и святым.

Вспоминаю, что существует Бог.

Теперь я иду в храм.

Прочее: постоянная практика (в алтаре пономарем), которая дает спокойствие и уверенность при сдаче экзаменов по некоторым предметам.

Специфика заочного обучения и возрастные изменения: замечаю, что новая информация усваивается крайне тяжело.

К Богу и духовному отцу.

Мы спросили учащихся: «Что больше всего привлекает Вас в обучении в семинарии?» В результате выяснилось, что привлекающими сторонами обучения в семинарии является приобретение знаний и духовного опыта (приведем цитирования учащихся):

Проанализировав эти причины, мы разделили их на определенные группы:

Познавательные (получение знаний)

Возможность изучать духовные дисциплины на академическом уровне.

Просвещение, общение, перспектива.

Желание досконально знать православие.

Приобретение знаний, относящихся к православной вере и православной Церкви.

Всестороннее познание религии, Бога.

Возможность получить нужные мне знания, насчёт служения не мечтаю – как Бог даст. Служить у престола хотел бы, но как Бог решит.

Знания.

Приобретение знаний.

Получение знаний и ощущение себя студентом-семинаристом

получение знаний, общение с единомышленниками.

Новые знания, опыт.

Совершенствование веры.

Возможность в процессе обучения получить ответы на давно возникшие вопросы и изменить свое отношение к миру.

Получение знаний, общение.

Получение знаний, особенно тех, которые помогают решить собственные духовные проблемы .

Коммуникативные (общение)

Церковное общение с отцами и братьями из разных мест.

Интересные науки, общение.

Мне интересно получать новые знания и знакомиться с людьми, близкими мне по духу.

Общение.

Общение с братьями по вере (семинаристами и преподавателями).

Творческое общение с преподавателями и друзьями.

Организационно-административные

Помощь руководства заочного сектора.

Отношение к слушателям.

Учащимися также были отмечены следующие причины:

Прекрасный город, обретение новых знаний, интересные преподаватели, «живое» общение с одногруппниками, возможность посещать храмы, молиться у мощей святых угодников Божьих Белгородской земли!

Возможность дальнейшего рукоположения.

Перспективой стать священнослужителем, других причин нет.

Даётся определенная последовательность и определенный объем в порядке изучения Закона Божия. Даются разъяснения большинства особенно важных событий и догматов Церкви, учат, где находить ответы и как изучать необходимый материал. Без систематического изучения материала трудно собрать самому все во едино и, при этом, правильно понять Священное Писание.

Мы посчитали необходимым выяснить проблемные стороны обучения в семинарии, задав вопрос: «Что мешает Вашему обучению в семинарии?»

Одной из распространенных причин оказалась – отсутствие времени (27,5%)

Сложности с распределением времени при подготовке к экзаменам в рамках заочного отделения.

Не всегда хватает времени на учебу.

Нехватка времени.

Отсутствие времени.

Нехватка времени.

Нехватка времени и собственная лень.

Отсутствие свободного времени.

24,1% учащихся отметили также и такие барьеры обучения, как собственные пороки, в частности лень, несобранность, плохая память.

10,3% учащихся отметили в качестве барьера занятость на работе. Были отмечены возрастные причины: «Специфика заочного обучения и возрастные изменения: замечаю, что новая информация усваивается крайне тяжело»,

финансовые:

Отсутствие времени и финансовой возможности (сумма затрат на обучение, проживание, транспортные расходы, плюс деньги, не полученные от своей собственной деятельности = приличная сумма из семейного бюджета (а он, к сожалению, напрямую зависит от моего присутствия)).

А также такие причины, как:

Мipъ.

Наличие обычных мирских проблем, которых множество в мирской жизни.

Расстояние, разница во времени, работа…

Жизненно-коронавирусные обстоятельства.

Семейные обстоятельства.

Слишком повысились требования к научности выпускных работ.

3,4% отметили, что на данный момент им ничего не мешает.

Мы посчитали необходимым задать вопрос: «Не возникало ли у Вас желание оставить учебу в семинарии?» (рис. 14):

14.PNG

Рис. 14. Распределение ответов на вопрос: Не возникало ли у Вас желание оставить учебу в семинарии?


Как видно из рисунка, большинство семинаристов ответили, что такой мысли никогда не возникало (72,4%). Тем не менее, у 17,2% такие мысли появляются изредка, а еще у 10,3% – иногда.

Мы попросили указать причины таких намерений:

Трудные ситуации в семье и на работе.

В связи с нехваткой времени.

Боялся, что не сумею в силу возраста освоить такой объём учебного материала. Даже сейчас есть несданные предметы, а еще добавились и те, которых не было в программе, когда поступал в семинарию. Уповаю только на помощь Бога (66 лет).

Отсутствие времени и финансовой возможности.

Учился, учусь и буду учиться (ответ отрицательный).

Невозможно сосредоточиться на решении житейских проблем ввиду постоянной памяти о необходимости изучения материала, при том, что и его я должным образом не изучаю.

Хотел перевестись в Казанскую или Нижегородскую семинарию, потому что там дешевле учиться и ездить ближе.

Изучение иностранных языков, особенно греческого.

Несколько раз возникали такие мысли. Основные причины были такие: финансовые трудности и осознание того, тот ли путь я выбрал; стоит ли мне учиться дальше, если до конца еще не определился, готов ли стать священником, сложится ли… Искушения были, и большие! Но в такие трудные моменты вдруг приходило ясное осознание: доучиться надо! Раз Бог позволил доучиться до 2, 3, 4 курса, не оставит и теперь! Как только проявляешь решимость, сразу появляются какие-то средства на поездку и развеиваются все сомнения, уходят плохие мысли.

В заключении мы спросили: «Что, по Вашему мнению, может повысить мотивацию для поступления в духовную семинарию?» Мнения учащихся приведены ниже:

«Волшебный пинок» настоятеля.

Престиж. Примерный образ жизни священников достойный подражания.

Пример духовенства.

Нужно повышать авторитет Церкви.

Личный пример священнослужителей.

Повышение авторитета церкви в обществе.

У каждого своя мотивация.

Получение правильного образования (духовного).

Возможность рукоположения и распределения на служение сразу после окончания семинарии по желанию.

Ведение активной академической научной работы с её публичным освещением; представление обществу положительных примеров выпускников, ставших успешными пастырями.

Неформальная, живая, общинная, церковная жизнь

Желание помочь своему Отечеству, основанное на осознании фундаментальности духовно-нравственных законов в формировании бытия.

Искренняя вера в Бога, осознание своего долга перед Богом и ближними, обязательное духовное окормление.

Даже не знаю, что и сказать. Согласно светским представлениям, учебное заведение надо рекламировать, но вообще больше на приходах надо больше работать, в духовных центрах – туда же приходят не случайные люди. Вообще надо больше работать в социуме – тогда и результат обязательно будет.

Если говорить о проблеме нежелания учиться в духовной семинарии, то это проблема в большей мере ментальная, но и, конечно, отсутствие светской профессии (на тот случай, если вдруг семинарист не захочет принимать священный сан).

Считаю, что «рыба гниет с головы», поэтому без государственной поддержки, или без государственной политики, направленной на нравственное выздоровление нации, сложно поменять ситуацию, так как уже давно меняется ментальность поколений развращенных «западным духом».

Если рассуждать в глобальном смысле, то нужно:

– вернуть статус суверенного государства России;

– произвести отмену права частной собственности: СМИ, градообразующих предприятий, контроль над природными ресурсами;

– законодательно производить жесткую цензуру в СМИ по отношению к безнравственности (фильмы со сценами насилия, ругательств, разврата и т.д.);

– ввести уголовную ответственность за оккультные услуги, приравнивая их к обману, лжи, воровству, духовному и душевному растлению, и т.п.

– ввести запрет на неоязычество под предлогом исторических фактов человеческих жертвоприношений.

Можно продолжать этот список еще долго, но ведь Церковь не должна вмешиваться в государственную политику, поэтому данную тему можно оставить в покое, на то есть воля Божья.

Как же быть? Ввести запрет на развращенную западную культуру в современных условиях невозможно, так как все вокруг пропитано этой самой развращающей нас всех культурой, но можно создать антидот в виде возрождения собственной Православной культуры.

Думаю, что одним из эффективных способов как-то повлиять на какое-то количество молодежи можно с помощью короткометражных фильмов церковной тематики. Например:

– снимать видеосюжеты о том, как живут священники, в каких условиях, и с какими трудностями они сталкиваются. Какую пользу приносит людям тот или иной священник. Отзывы людей на приходе о деятельности и жизни данного священника. Думаю, нужно дать некий вызов общественности, чтобы она (общественность) увидела не «зажравшихся попов», а обычных людей, с такими же трудностями, и со своим семейным многодетным счастьем… Если получится, снять серию фильмов про весь клир Белогорья, со всеми проблемами, не приукрашивая, и не замалчивая, то может быть будет меньше злых языков среди людей, которые обходят стороной Храмы, считая что «их вера в душе»;

– снимать видеосюжеты о семинаристах. Причины, привлекшие семинаристов к такому выбору, – учиться в семинарии. Как учатся заочники и очники, какие трудности и испытания претерпевают, как преодолевают трудности в учебе? Что ждет семинариста после учебы без прикрас, в действительности;

– снять серию фильмов о судьбе всех семинаристов Белгородской Духовной семинарии с взлетами и падениями;

– снимать исторические фильмы о духовных проблемах протестантизма; безнравственности неоязычества и оккультизма; убийства царской семьи и «красного террора» и т.п.;

Считаю еще один важный момент в борьбе с антиправославием и антирелигиозностью – это использовать то же оружие, которое используют атеисты. Снимать исторические фильмы о жизни, поступках, и смерти людей, выступавших и писавших крупные статьи на антирелигиозные темы, описывать судьбы людей, которые вели борьбу против православия и других религий. Таким образом подрывать авторитет атеизма.

Есть еще один хороший способ. Делать так, как делают все учебные заведения. В конце учебного года ходить по школам, по старшим классам, и раздавать пригласительные буклеты на день открытых дверей в семинарию. Организовывать бесплатные поездки (экскурсии) для желающих посетить Духовную семинарию (на день открытых дверей), покушать в трапезной, пообщаться с семинаристами, встретиться с Архиереем в стенах Духовной семинарии.

Думаю, что таким образом обязательно найдутся подростки из старших классов, которые хотели бы…, но не знают как…, и не у кого спросить (боятся, стесняются).

Я советую всем своим знакомым (православным) поступать и учиться в Белгородской Семинарии. Есть мысль учиться в Магистратуре (если преодолею себя).

Стремление человека быть к Богу ближе и служить ему

Личное отношение священства к своему служению.

Жизнь по Евангелию верующих православной Церкви.

Осознание своей необразованности, информация положительная о священниках, фильмы, передачи

Если человек не будет видеть гипотетической перспективы служения в Церкви, то ничего.

Гарантированная возможность применить полученные знания

Знать бы, как сейчас излечить наше больное общество (с 1917 года болеем), тогда бы ответил на этот вопрос.

Сам престиж церкви, ее общественная позиция в сочетании с отсутствием политической ангажированности: когда священноначалие идет рука об руку с власть предержащими, молодежь вообще перестает смотреть на церковь.

Это непростой вопрос. По моим личным наблюдениям, отношение очень многих людей к Церкви сейчас не однозначное. От многих своих знакомых я часто слышу такие слова: «современные священники все –бизнесмены, ездят на крутых тачках…» и прочее. Услышав, или прочитав что-то где-то, у многих людей складывается устойчивое мнение, что в современной Церкви все плохо, что там нет «благодати».

Поскольку мы сейчас касаемся области очень специфической, думаю, для начала стоит определиться, для чего вообще человек поступает в духовное училище. Как правило, туда (в православную духовную семинарию) идут учиться люди изначально из среды Церкви, которые желают посвятить жизнь пастырскому служению, усовершенствовать свои знания. Соответственно, мотивирует их вера, личный живой опыт общения с Богом. В семинарию, думается, случайные люди (тем более не из среды церковной) не попадают.

Конечно, сейчас можно написать: «отличной мотивацией для поступления в семинарию может быть – активная деятельность Церкви в различных направлениях нашей жизни, живая и сильная проповедь современных отцов-миссионеров, работа с молодежью, вовлечение молодежи в жизнь приходов, и т.п., и в этом, конечно, есть своя правда. Однако, мое субъективное мнение такое: мотивировать человека поступать в духовное училище может только его живая, искренняя вера, желание служить Богу, стремление получить необходимые знания в области пастырского служения.

Из личного опыта скажу, что решающей ступенью для прихода в Православную Церковь, полного воцерковления (без которого нельзя принимать в семинарию), стало понимание истинности шестоднева. И что есть учёные креационисты, научными данными доказывающие молодость Земли. Что прямо говорит о наличии Творца Вселенной – Бога. Сама двойственность позиции: то ли шестоднев и молодость Земли, то ли миллионы лет эволюции (из чего выводится «сказочность» Библии), подсознательно меня отвергала от Церкви, зачем идти туда, где не знают где правда, а где ложь? И только когда встретил священников, аргументированно доказывающих шестоднев (т.е. истинность Библии), задумался о своём спасении и входе в Церковь. Следующим этапом для воцерковления послужило осознание того, что без Православной Церкви нет спасения – нет возможности исцеления от ветхого человека, поражённого первородным грехом. А само по себе спасение невозможно даже в Церкви, если нет желания выполнять волю Бога. Православной Церкви необходимо более активно озвучивать своё учение, доносить до своих крещённых, но не воцерковлённых граждан догматы Веры, максимально делать всё для спасения людей. К сожалению, многие священники не принимают учения Церкви о невозможности спасении вне Её, и моё желание хоть как-то исправить ситуацию подвигло поступить в семинарию. Молодёжи необходимо знать правду об этом падшем, пропитанной смертью мире, «розовое христианство» и ересь всеспасения крайне вредят распространению Церкви. Знание догматов Веры (особенно учения о спасении) простыми прихожанами повысит число воцерковлённых людей, а значит и количество семинаристов в стране.


Выводы по заочной форме

Социологический опрос, проведенный в рамках БДПС с целью изучения факторов укрепления позиций института церкви, показал, что приоритетным фактором выбора учебы в БПДС для учащихся заочного отделения является духовный отец, а также самостоятельное решении и личный выбор.

Большинство учащихся отметили, что изменились в процессе учебы в семинарии. Данные изменения, которые можно считать позитивными касаются в первую очередь получению духовных знаний, получению ответов на вопросы, обретению смысла жизни, укрепления православного мировоззрения, конструктивного духовного общения, уверенности в себе, совершенствованию себя.

Самой приоритетной ценностью для учащихся заочного обучения является вера в Бога (207 баллов), семья (187 баллов), помощь и милосердие к людям (140 баллов), любовь (136 баллов), здоровье (102 балла), друзья (79 баллов), творчество (62 баллов). Несколько менее, но также значимы позиции: общение с природой и животными (45 баллов), личная безопасность (40 баллов), независимость, самостоятельность, свобода, возможность самореализации (40 баллов). Дополнительно значительное количество учащихся отмечали в качестве приоритетной ценности возможность участия в церковной жизни.

Социально-психологический климат в семинарии как фактор привлекательности обучения достаточно гармоничен, большинство учащихся отметили, что сложностей во взаимоотношениях с другими учащимися у них не возникает, однако, перечисленные ими в ответе на просьбу указать, в чем заключаются причины имеющихся сложностей, свидетельствуют о том, что определенные проблемы во взаимоотношениях учащихся все же присутствуют. Основными причинами таких сложностей во взаимоотношениях учащихся являются преимущественно, самокритично обозначенные собственные качества: гордыня, лень и прочее, а также разный возраст и опыт, разобщенность и собственное невнимание.

Основной проблемой для учащихся заочного обучения является территориальная: удаленность от местонахождения семинарии и вытекающие из этого сложности: и финансовые, и жилищные во время сессии. Указывалась также проблема, связанная с пандемической обстановкой, в частности, неполное усвоение материала в дистанционном формате и недостаток живого общения с преподавателями. Были отмечены проблемы личностного плана: сложности настроиться на учебу. Были указаны и проблемы совмещения воспитания и творческой атмосферы.

Большинство учащихся определились с дальнейшим выбором, хотя определенная доля «заочников» своего выбора еще не сделали. Так как мотивация к обучению в семинарии во многом определяется интересом к преподаваемым дисциплинам, мы обозначили ряд предметов, которые даются учащимся наиболее легко и особенно интересны.

Наиболее интересными предметами являются Священное писание Нового Завета, Догматическое богословие, Священное писание Ветхого Завета, История русской церкви, Патрология, Катехизис, Литургика и другие дисциплины.

Были определены и дисциплины, которые по ряду причин являются сложными для обучающихся. К ним относятся, преимущественно, греческий и латинский языки, литургика, догматическое Богословие, история РПЦ, патрология. Основной причиной сложности данных предметов является трудности восприятия, запоминания языков, возрастные проблемы, мешающие запомнить большой объем материала, дат.

Большинство учащихся согласились с утверждением, что семинарист является лицом Церкви. Наиболее сильное влияние Русская Православная Церковь, по мнению учащихся, оказывает на духовно-нравственное состояние российского общества, культурное развитие, межнациональные отношения, внутреннюю политику, образование, внешнюю политику, науку.

Мнения учащихся относительно того, должна ли церковь вмешиваться в политику, разделились: большая часть учащихся отметила, что Церковь помимо вопросов веры должна активно участвовать в решении проблем общества, а несколько меньшая часть учащихся отметила, что Церковь, напротив, должна влиять на духовную жизнь общества, не вмешиваясь в государственную политику.

Главная причина обращения человека к Богу – переоценка ценностей, сложные жизненные обстоятельства, серьезные проблемы со здоровьем собственные и близких людей.

Богослужение дает учащимся спокойствие, силу и уверенность, улучшение духовного и физического самочувствия, безопасность, гармонию, любовь, Божий страх, благодать, правильное понимание жизненных обстоятельств, возможность приобщиться Святых Таинств Церкви.

Большинство учащихся отметило, что обратилась бы в первую очередь к Богу, хотя данного варианта ответа не было среди предложенных. Значительная часть обратится за помощью к священнику и близким друзьям, несколько реже обратились бы к родителям и стали бы действовать самостоятельно.

Привлекающими сторонами обучения в семинарии являются: познавательные (приобретение знаний и духовного опыта), коммуникативные (возможность конструктивного духовного общения), организационно-административные (внимательное отношение со стороны руководства), а также возможность дальнейшего рукоположения.

Основным барьером обучения в семинарии, по мнению учащихся, является отсутствие времени, занятость на работе, удаленность, возрастные причины, связанные с недостаточным запоминанием учебного материала.

Большинство учащихся отметили, что у них не возникало мыслей покинуть учебу в семинарии, хотя у некоторой доли учащихся такие мысли хоть изредка, но появлялись. Причины таких намерений заключались в трудных ситуациях в семье и на работе, в связи с нехваткой времени, со сложностью усвоения учебного материала в связи со старшим возрастом.

В отношении направлений повышения мотивации поступающих в духовную семинарию учащимися были предложены разнообразные интересные рекомендации, которые, в первую очередь, заключались в пожелании поднять престиж церкви; примерного образа жизни священников достойного подражания; ведение активной академической научной работы с публичным освещением; представление обществу положительных примеров выпускников, ставших успешными пастырями; реклама учебы в семинарии в определенных духовных зонах: на приходах, в духовных центрах.

По мнению учащихся, необходимо усилить государственную поддержку и государственную политику, направленную на нравственное выздоровление нации, снимать видеосюжеты об условиях жизни и трудностях священников, о пользе, которую они приносит людям; снять серию фильмов про весь клир Белогорья, видеосюжеты о семинаристах, причинах, привлекшие семинаристов к такому выбору и что ждет семинариста после учебы без прикрас; снимать исторические фильмы о духовных проблемах протестантизма; безнравственности неоязычества и оккультизма; убийства царской семьи и «красного террора» и т.п. Необходимо проводить дни открытых дверей в семинарии, организовывать бесплатные поездки (экскурсии) для желающих ее посетить.

Сравнительные выводы

Социологический опрос, проведенный среди учащихся очной и заочной формы обучения в БДПС, позволил сделать ряд сравнительных выводов.

Приоритетными равнозначными факторами выбора учебы в БПДС для учащихся очного отделения явились родители и духовный отец. Большое влияние на выбор учебы в семинарии учащихся заочной формы обучения оказал также духовный отец и самостоятельное решение. Все учащиеся реже отмечали такие факторы, как друзья.

Большинство учащихся всех форм обучения заметили, что конструктивно изменились в процессе учебы в семинарии. Данные изменения касаются в первую очередь мировоззрения, характера отношений между людьми, уверенности в себе, совершенствования себя, в духовном росте, социальном взрослении, большей терпеливости. В ответах на данный вопрос наблюдалось много схожих мыслей как у «очников», так и «заочников».

Самыми приоритетными ценностями для учащихся очной формы обучения являются здоровье (106 баллов), любовь (91 балл), семья (83 балла), помощь и милосердие к людям (81 балл), друзья (79 баллов), вера в Бога (61 балл), независимость, самостоятельность, свобода, возможность самореализации (59 баллов).

Для учащихся заочного обучения наиболее значимы вера в Бога (207 баллов), семья (187 баллов), помощь и милосердие к людям (140 баллов), любовь (136 баллов), здоровье (102 балла), друзья (79 баллов), творчество (62 баллов). Дополнительно значительное количество учащихся заочной формы отмечали в качестве приоритетной ценности возможность участия в церковной жизни.

Социально-психологический климат в семинарии в целом гармоничен, большинство учащихся всех форм обучения отметили, что сложностей во взаимоотношениях с другими учащимися у них не возникает, однако, у учащихся очной формы такие сложности имеют место в несколько большей степени, нежели для заочной формы. Основной причиной сложностей во взаимоотношениях учащихся очников является непонимание, несколько меньше разобщенность и невнимание.

Основными причинами сложностей во взаимоотношениях учащихся заочной формы являются преимущественно самокритично обозначенные ими собственные качества: гордыня, лень и прочее, а также разный возраст и опыт, разобщенность и собственное невнимание.

Большинство всех учащихся, преимущественно определилась с дальнейшим выбором.

Наиболее интересными предметами для «очников» являются Литургика, Священное писание Нового Завета, Догматическое богословие, История русской церкви, Патрология и другие дисциплины, для заочников – Священное писание Нового Завета, Догматическое богословие, Священное писание Ветхого Завета, Патрология, История русской церкви, Катехизис, Литургика и другие дисциплины.

Наиболее сложными дисциплинами для учащихся очной формы являются греческий язык, литургика, патрология, английский язык. Для учащихся заочной формы – греческий и латинский языки, литургика, догматическое Богословие, история РПЦ, патрология. Основные причины сложности данных предметов практически схожи как у очников, так и заочников: ими являются трудности восприятия, запоминание языков, а у заочников – возрастные проблемы, мешающие запомнить большой объем материала, дат.

Большинство всех учащихся согласились с утверждением, что семинарист – это лицо Церкви. Мнения учащихся всех форм солидарны в отношении наиболее сильного влияния Русской Православной Церкви на духовно-нравственное состояние российского общества, культурное развитие, внутреннюю политику, межнациональные отношения образование, внешнюю политику науку.

Учащиеся очной формы преимущественно считают, что Церковь должна влиять на духовную жизнь общества, не вмешиваясь в государственную политику, а учащиеся заочной формы преимущественно – то, что Церковь, помимо вопросов веры, должна активно участвовать в решении проблем общества.

По мнению учащихся очной формы, главная причина обращения человека к Богу – сложные жизненные обстоятельства, свои собственные и близких людей, а по мнению учащихся заочной формы – переоценка ценностей. И «очники» и «заочники» также равнозначно отметили позиции: сложные жизненные обстоятельства, серьезные проблемы со здоровьем – собственные и близких людей.

Большинство учащихся очной формы отметило, что в трудной ситуации обратятся за помощью к родителям, а заочной формы – к Богу и священнику. Основным барьером обучения в семинарии, по мнению учащихся очной формы, является лень, заочной формы – возрастные, жилищные, семейные, рабочие проблемы, а также необходимость удаленного обучения.

Большинство семинаристов очной формы отметило, что у них не возникало желание оставить учебу в семинарии, но у значительной части учащихся такие мысли возникали. Учащиеся заочной формы обучения в большей степени отметили отсутствие таких намерений.

По мнению «очников», повышению мотивации для поступления в духовную семинарию будут способствовать такие факторы, как: диплом государственного образца, пономарство, женские курсы, встречи, повышение престижа семинарии и имиджа священника, высокий нравственный уровень и доброта священнослужителей, взаимосвязь церкви и молодежи в контексте науки, соотношение дел и слов, всеобщая необходимость в кадрах, более четкая идея и структура.

По мнению учащихся заочной формы – необходимо поднять престиж церкви, примерного образа жизни священников достойного подражания; ведение активной академической научной работы с публичным освещением; представление обществу положительных примеров выпускников, ставших успешными пастырями; рекламировать учебу в семинарии в определенных духовных зонах: на приходах, в духовных центрах и пр.


Литература

  1. Асхаков, С. И. Методика и техника социологического исследования : курс лекций. — Карачаевск, 2000.

  2. Ватолина, Ю. В. Метод наблюдения в социологии. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006.

  3. Вертакова, Ю. В. Исследование социально-экономических и политических процессов. — М. : КноРус, 2012.


Сайт Белгородской духовной семинарии