Магистерская программа «Христианские источники». Интервью с ректором ОЦАД, председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Волоколамским Иларионом

Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия (ОЦАД) объявила о приеме абитуриентов на магистерскую программу «Христианские источники». В связи с этим мы обратились с вопросами к ректору ОЦАД, председателю Отдела внешних церковных связей, председателю Синодальной библейско-богословской комиссии митрополиту Волоколамскому Илариону.

photoeditorsdk-export (8).png

Ваше Высокопреосвященство, чем отделение «Христианские источники» будет не похоже на другие? Ведь в духовных школах действуют кафедры библеистики, богословия, литургики, а студенты духовных академий изучают наследие отцов Церкви.

Сейчас как в духовных академиях, так и в иных высших учебных заведениях Русской Православной Церкви уделяется большое внимание изучению святоотеческого наследия. Есть также сильные кафедры библеистики в МДА, СПбДА, ПСТГУ и других вузах. Появляется все больше специалистов, которые способны работать с первоисточниками — как творениями отцов Церкви, так и текстами Священного Писания. Но, помимо этого, мы нуждаемся в отделении, которое готовило бы специалистов, способных квалифицированно работать с совокупностью источников, актуальных для церковного богословия: как библейских, так и святоотеческих. Углубленное изучение библейских и патрологических дисциплин, как правило, осуществляется в рамках разных учебных программ. И это понятно: библеистика и патрология — это разные направления, с разной методологией и базовыми предпосылками. Но, вместе с тем, богослов не может проявлять невежества ни в одной из этих сфер.

Поделюсь собственным опытом. В течение долгих лет я изучал творения отцов Восточной Церкви — как греческих, так и сирийских, переводил их труды на русский язык, знакомился с научной литературой по патрологии. В 2011 году я был назначен председателем Богословской комиссии Русской Православной Церкви, и мне казалось, что полученных знаний достаточно, чтобы руководить ею. Но когда комиссия превратилась в Библейско-Богословскую, я осознал, что знаний в области библеистики у меня недостаточно. Тогда я очень всерьез и надолго погрузился в мир новозаветных исследований. Результатом этого погружения стал шеститомный труд под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение», а также монографии об апостолах Павле и Петре и толкование на Послание к Римлянам. Знакомство с новозаветной библейской критикой способствовало очень существенному расширению моего научного кругозора, но не превратило меня из патролога в библеиста. Наоборот, святоотеческая «закваска» очень помогала мне в библейских исследованиях. Когда же я обратился к области литургики и начал писать толкование на Божественную Литургию, то для понимания ее богословского смысла пригодились познания и в области патрологии, и в области библеистики.

Я полагаю, что одним из слабых мест современной западной богословской науки является отсутствие междисциплинарных подходов. Патрологи занимаются творениями отцов Церкви, библеисты либо Ветхим, либо Новым Заветом, литургисты — историей богослужения. В результате, например, вся имеющаяся научная литература по литургике отражает исключительно историческое развитие литургических чинов (прекрасным примером могут служить исследования недавно почившего католического священника Роберта Тафта), но очень мало внимания уделяется богословскому смыслу богослужения, его библейским корням. Что же касается библейской критики, то в значительной степени она построена не просто на игнорировании тех подходов к Библии, которые сложились в святоотеческую эпоху, но и на сознательном противопоставлении им иных, нецерковных или даже антицерковных по своей сути подходов и методов.

По всем перечисленным причинам я решил создать в Общецерковной аспирантуре отделение «Христианские источники», в котором изучение библеистики совмещалось бы с изучением патрологии, а наряду с библейскими и святоотеческими источниками изучались бы также литургические тексты. Безусловно, отделение такого рода не может быть простым синтезом нескольких образовательных программ. Невозможно каждую из дисциплин изучать наполовину. Необходимо, чтобы учащиеся освоили методологию работы с источниками и языки этих источников. С этой целью на отделении «Христианские источники» будут читаться курсы «История и методология патристических исследований», «Введение в библейскую критику» и «Введение в библейскую герменевтику». Выпускник отделения должен хорошо представлять, как устроены современная патрология и современная библеистика — со всеми достижениями и недостатками этих дисциплин, оформившимися к началу XXI века в стенах академий и университетов — западных и российских, церковных и светских.

Работа с основополагающими текстами христианской традиции предполагает владение древними языками: древнегреческим, древнееврейским, латинским, сирийским. Первые два будут изучаться на регулярной основе; курсы латинского и сирийского языков будут предложены в качестве дисциплин на выбор студентов.

Далее, учащиеся программы «Христианские источники» должны хорошо представлять, во-первых, актуальные проблемы современного богословия, во-вторых, вопросы, которые ставит перед Церковью современное общество. Решения этих задач и ответы на эти вопросы не могут быть повторением (сколь угодно виртуозным) того, что было сказано ранее отцами Церкви. Но без понимания внутренней логики библейских и святоотеческих текстов дать подлинно церковный ответ на вызовы современности невозможно. Привить учащимся это понимание — наша основная задача. В курсах методологии богословского исследования и актуальных проблем современного богословия студенты будут учиться применять свои знания о христианских источниках и свои первые научные результаты для решения современных задач.

Какие еще дисциплины будут изучаться в рамках программы?

Помимо методологических и языковых дисциплин, названных мной, это будут курсы, посвященные конкретным группам источников, лежащих в основе христианской традиции, в частности:

    «Текстология Ветхого Завета»,

    «Еврейская религиозная литература эпохи второго храма»,

    «Текстология Нового Завета»,

    «Новый Завет и археология»,

    «Святоотеческая исагигика и герменевтика»,

    «Отцы Церкви доникейского периода»,

    «Греческая христианская письменность эпохи Вселенских соборов»,

    «Византийское богословие IX–XIV веков»,

    «Латинские отцы Церкви»,

    «Сирийская христианская литература»,

    «Византийские литургические тексты»,

    «Христианские канонические тексты»,

    «Агиография»,

Отдельные курсы будут простроены по принципу так называемого «медленного чтения» источников, когда каждое предложение текста разбирается студентами совместно с преподавателями: проясняются языковые, исторические, богословские особенности текста. Так у студентов вырабатывается навык анализа первоисточников.

Значительная часть дисциплин будет изучаться по выбору: учащиеся должны будут определиться, какое направление им ближе: библеистика, греческая, латинская, сирийская патристика, литургика и так далее. Определяясь с темой своей квалификационной работы, студент должен будет сделать соответствующий выбор. При этом приветствуются темы междисциплинарного характера. Так, например, невозможно в полной мере понять экзегезу преподобного Ефрема Сирина, не будучи знакомым с древнееврейским текстом Ветхого Завета, и потребность в подобных работах очень велика. Будут приветствоваться темы, направленные на решение современных богословских проблем с опорой на основополагающие тексты христианской традиции. В частности, невозможно предложить христианское осмысление различных аспектов биоэтики, не работая, опять же, с текстами Ветхого Завета, а также греческими и сирийскими христианскими источниками.

Куда пойдет работать выпускник? Будет ли он востребован?

Учебный план программы «Христианские источники» предполагает получение навыков, которые помогут студентам не только заниматься научными исследованиями (что является основной целью программы), но и работать в других сферах: издательской, переводческой.

Сейчас многие работодатели жалуются на то, что студенты не приспособлены к самостоятельной работе в новом коллективе, с трудом входят в рабочий ритм. Надеюсь, наши студенты смогут избежать подобной ситуации. В ходе обучения студенты будут задействованы в нескольких проектах, которые позволят им получить опыт организационной работы.

О каких проектах идет речь?

Во-первых, каждый год Общецерковная аспирантура и докторантура проводит по две международных конференции. На одну съезжаются крупнейшие исследователи в сфере новозаветной библеистики, на другую — патрологи. Новозаветные конференции посвящены конкретным книгам: мы начали с Евангелия от Матфея, затем пойдут Евангелия от Марка, Луки и Иоанна, далее другие новозаветные книги вплоть до Апокалипсиса. В каждой конференции участвуют специалисты с мировым именем из Великобритании, США, Германии, Франции, Италии и других стран, которые вступают в интересный и взаимообогащающий диалог с нашими отечественными исследователями. Патрологические конференции посвящены конкретным авторам, представляющим греческую, латинскую и сирийскую патристику. Прошли конференции по преподобным Исааку Сирину, Симеону Новому Богослову, Иоанну Кассиану Римлянину, Ефрему Сирину, священномученику Иринею Лионскому, святителю Василию Великому. На следующий год запланирована конференция по святителю Амвросию Медиоланскому.

Участвуя в организации и проведении этих мероприятий, студенты отделения «Христианские источники» не только получат возможность познакомиться почти со всеми ведущими специалистами по тем или иным отцам Церкви и книгам Священного Писания, но и приобретут огромный опыт организационной работы.

Во-вторых, при Общецерковной аспирантуре и докторантуре действует Издательский дом «Познание». Помимо выполнения важных церковных поручений (прежде всего, это издание полного комплекта учебников для бакалавриата духовных школ Русской Православной Церкви), мы издаем книги по важнейшим направлениям богословской науки. Студенты отделения «Христианские источники» получат опыт издательской и редакционной работы, который по достоинству смогут оценить их будущие работодатели.

Специалист по христианским источникам не может не быть востребован в Церкви, которая остро нуждается в энергичных и образованных молодых людях.

Какие зарубежные стажировки предусмотрены образовательной программой?

Мы активно сотрудничаем с университетами Фрибурга и Халле, многие наши аспиранты проходят там практику. Учащиеся магистерской программы «Христианские источники» получат возможность стажироваться в этих и других университетах, работая с крупными специалистами по истории христианской письменности и библеистике. Конкретные условия стажировки будут зависеть от темы исследования.

Каковы требования к поступающим?

Мы не стали включать во вступительные испытания экзамены в их классической форме. Поступающий должен будет предоставить портфолио своих работ и написать эссе, в котором он расскажет, каким научным направлением он хотел бы заниматься, какие христианские авторы или источники интересны ему. Подобного текста достаточно, чтобы понять, способен ли будет поступающий к научно-богословской работе, станет ли богословие делом его жизни. Надеюсь, что молодые люди, преданные церковной науке, смогут реализовать свое призвание в рамках нашей новой магистерской программы и в этом призвании принесут большую пользу Русской Православной Церкви.

Сайт Учебного комитета Русской Православной Церкви