Вышел первый номер журнала "Труды по русской патрологии"

В издательстве Калужской духовной семинарии вышел первый выпуск научного журнала «Труды по русской патрологии». Его название отражает тематику и основное содержание публикуемых в нем статей и оригинальных архивных документов.

18e7675e6aabfd89b3878bd111d0befb.jpg

Для современных христиан неоценимо значение наследия русских духовных писателей и наставников-аскетов. Достигая совершенства жизни во Христе, они помогали и другим обрести Царство Божие, пребывающее внутри (Лк. 17, 21). При этом они не создавали особую, свойственную только им систему спасения. Писатели подвижники интерпретировали, поясняли, делали удобопонятным для своих соотечественников то учение святых отцов и учителей Церкви, которым руководствовались сами. В строках их наставлений и в древних святоотеческих поучениях живет и действует один Дух Святой. Потому слова русских аскетов не только передают проверенные опытом знания, но и оказывают на читателя воодушевляющее воздействие, дают руководство и силы идти узким путем, вводящим бренного человека в жизнь вечную (см. Мф. 7, 14).

Публикация статей и научных работ по отечественной патрологии начата с такого яркого ее представителя, как духовный писатель XIX века святитель Феофан, Затворник Вышенский. Он подарил нашему обществу богатейшие сокровища святоотеческой мудрости, занимаясь переводом древних писаний на русский язык. Вместе с тем он составил немалое количество собственных сочинений о христианском подвиге и был руководителем в духовной жизни многих своих современников, отвечая на их вопросы и недоумения. Задачей святителя, как он выразился в одном из писем, было дать современному человеку учение святых отцов, выраженное понятным языком. Один из исследователей назвал его труды не столько богословской системой, сколько указанием на образ христианской жизни и методы достижения христианского совершенства1.

Святитель писал о человеке и для человека. Его обширнейшая переписка несла утешительное и назидательное слово каждому адресату. Его перевод «Добротолюбия» быстро стал излюбленным чтением ревнителей благочестия. Его толкования Священного Писания основывались на Священном Предании и святоотеческой мысли, как главных источниках передающих знание о Боге и пути спасения. Все написанные им произведения о христианской нравственности чужды абстрактного богословского теоретизирования, будучи проверены его собственным аскетическим опытом.

До ухода в затвор святитель Феофан прошел путь ученого монаха, приобрел богатый опыт преподавания и наставничества в духовных школах всех ступеней, несколько лет провел на Ближнем Востоке в составе первой Русской духовной миссии в Иерусалиме, а затем служил как настоятель посольской церкви в Константинополе и нес архипастырские труды на Тамбовской и Владимирской кафедрах. Находясь заграницей, будущий святитель побывал в древнейших монастырях Палестины и Египта, посетил многие центры европейской культуры. Его творческое наследие не только служит источником знаний в области нравственного богословия, но является прекрасным подспорьем для светских исследователей истории, литературы, педагогики, психологии, антропологии и других дисциплин.

Святитель Феофан не пускался в исследование сложных научных вопросов, преследуя в своих произведениях единственную цель — духовно-нравственное совершенствование и спасение человека. Такая позиция вкупе с трудолюбием позволила ему создать обширное духовное литературное наследие, которое среди русскоязычных писателей по объему не имеет себе равных.

И сегодня творения святителя Феофана являются желанной поддержкой для каждого человека, стремящегося наследовать спасение во Христе. За последние десятилетия для многих людей именно труды святого стали основой для обращения к вере и построения благочестивой христианской жизни.

Все это определило выбор опубликованного наследия святителя Феофана Затворника и еще неизвестных его рукописей в качестве основной темы для первого выпуска журнала «Труды по русской патрологии». В дальнейшем планируется обращение к сочинениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова), кладезю духовной мудрости, Оптинских старцев и других представителей русской святоотеческой мысли.

Авторами статей и публикаций журнала являются как профессиональные ученые и исследователи, так и молодые богословы, в числе которых магистранты и соискатели ученых степеней.

Надеюсь, что журнал, публикацию которого начинает данный выпуск, найдет свою читательскую аудиторию и будет полезен современным людям, интересующимся вопросами богословия и православной аскетики.

Митрополит Калужский и Боровский, председатель Издательского совета Московской Патриархии, ректор Калужской духовной семинарии доктор исторических наук.

Сайт pravchtenie.ru