2 мая в Туле состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона со студентами вузов города – Тульского государственного университета, Тульского педагогического университета имени Л.Н. Толстого и других.
Во встрече, которая прошла в ТулГУ, также приняли участие митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, епископ Белевский и Алексинский Серафим, министр образования Тульской области Д.В. Бычков, ректор Тульского государственного университета М.В. Грязев, заведующий кафедрой теологии ТулГУ протоиерей Лев Махно, преподаватели, представители духовенства. Присутствующие задали митрополиту Илариону вопросы о жизни и миссии Церкви, о ситуации на Украине, роли мирян в церковной жизни и другие.
Вопрос: Как Русская Православная Церковь воспринимает и оценивает ситуацию на Украине?
Митрополит Иларион: Вопрос очень непростой и очень болезненный, и я хотел бы, чтобы вы хорошо понимали, что Русская Православная Церковь – это не только Церковь России, но и Церковь Украины, а также Белоруссии, Молдавии, Казахстана, четырех государств в Средней Азии, трех государств в Балтии, Китая и Японии. По сути дела, это многонациональная, всемирная Церковь. Более того, если говорить о количестве верующих, по этому показателю Русская Православная Церковь является второй христианской Церковью после Римско-Католической Церкви.
На Украине, как мы знаем, сейчас происходит конфликт, который длится уже несколько месяцев и привел к многочисленным жертвам. Церковь с глубокой скорбью переживает то, что происходит в этой стране.
Русская Православная Церковь не занимает ту или иную сторону в политическом конфликте; когда в Киеве происходили трагические события, повлекшие человеческие жертвы, члены нашей Церкви были и на той, и на другой стороне баррикад. Более того, именно Церковь не раз выступала посредником между противоборствующими сторонами, например, в том случае, когда монахи Киево-Печерской Лавры вышли на площадь и простояли несколько дней под дождем и на морозе для того, чтобы не дать двум сторонам столкнуться в смертельной схватке.
Так было и в 1993 году, когда в России возникло острое противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти и страна оказалась перед угрозой гражданской войны. Именно Церковь в лице Святейшего Патриарха Алексия II и его ближайшего помощника митрополита Кирилла – ныне Святейшего Патриарха – инициировала переговорный процесс между двумя ветвями власти. Такова миротворческая роль Церкви.
Сегодня на Украине каждая из религиозных общин заняла определенную политическую позицию. Например греко-католики или, как мы их называем, униаты с самого начала этого противостояния встали на сторону майдана. На эту же сторону встали и раскольничьи группировки, которые называют себя православными, но откололись от Церкви и сейчас вредят ее единству. И только одна Церковь на Украине – Украинская Православная Церковь Московского Патриархата – оказалась поверх схватки и не заняла ту или иную сторону в политической борьбе.
Когда мы говорим, что Церковь находится поверх схватки, это не означает, что происходящее ее не касается, ведь и с той, и с другой стороны присутствуют принадлежащие к ней люди. Церковь – всегда с народом, она разделяет его скорбь и боль, поэтому всякий раз, когда происходят трагические события, подобные тем, что были в Одессе, Церковь первой выходит к людям для того, чтобы морально поддержать людей, помочь раненым, вознести молитву об упокоении убитых и об исцелении тех, кто получил ранения или увечья. Церковь это делала и будет продолжать делать.
Вопрос: Какова роль мирян в жизни Церкви?
Митрополит Иларион: Многие сегодня воспринимают Церковь, прежде всего, как священнослужителей, и когда, например, в прессе пишут что-то о ней, как правило, пишут либо о Патриархе, либо об архиереях или священниках.
Миряне сейчас часто воспринимаются как некая дополнительная и необязательная часть церковного организма. Вот, например, на каждом приходе богослужения совершаются в определенное время в соответствии с расписанием, но вне зависимости от того, сколько людей на службу придут. В отличие, например, от концерта, на который надо купить билет и прийти вовремя, в храм можно прийти в любое время, без билета и бесплатно, так что многие люди приходят в середине службы или уже под конец и не воспринимают себя как необходимую часть богослужения. Они считают: «Богослужение идет само по себе, его совершают священники, а мы зайдем и уйдем тогда, когда нам это удобно». Изначально идея богослужения была совсем другой: оно совершается всей общиной, и священник – это не тот человек, который совершает богослужение, а тот, кто его возглавляет при том, что в службе участвует вся община.
Поэтому для нас очень важно сегодня, чтобы среди наших мирян возрастало сознание ответственности и чувство причастности к общему делу – как известно, греческое слово «литургия» и означает «общее дело». При этом делом не только священников, епископов, но всех членов Церкви является и то, чем занимается она помимо богослужения. Мы очень заинтересованы в том, чтобы миряне играли активную роль в жизни нашей Церкви, чтобы они не были просто пассивными «захожанами», которые заходят в храм, когда им заблагорассудится или в случае неких особых событий личной, семейной жизни. Мы стремимся к тому, чтобы каждый мирянин чувствовал себя причастным к общему делу и чувствовал свою ответственность за его конечный результат.
Вопрос: Как Вы думаете, в чем причина нивелировки православных ценностей в современном мире? Какие шаги намерена сделать Русская Православная Церковь, чтобы привлечь молодежь и уменьшить количество атеистов?
Митрополит Иларион: Мы не ставим перед собой прямую задачу уменьшить количество атеистов и увеличить количество верующих, потому что для нас важно не количество, а качество, в том числе качество нашей собственной миссионерской работы и той религиозности, которую в результате этой работы приобретут молодые люди.
Русская Православная Церковь делает немало для того, чтобы разъяснить суть Православной веры молодым людям. Прежде всего, хоть с очень большим трудом, удалось добиться того, что сегодня основы религиозной культуры преподаются в средних учебных заведениях и дети наши выходят из школы уже не полностью безграмотными в религиозном отношении – какие-то основные сведения, правда, в культурологическом аспекте, они получают о своей вере. Если это дети православных родителей, то они выбирают модуль «Основы православной культуры»; для представителей других религиозных традиций существуют другие модули.
Кроме того, у нашей Церкви есть Синодальный отдел по делам молодежи, и по благословению Патриарха в каждом приходе сегодня имеется человек, который несет ответственность за молодежную работу. То есть помимо священника, диакона, псаломщика, церковного регента у нас в обязательном порядке есть еще и приходской молодежный работник – человек, который организует молодежную работу на приходе.
Очень важно, чтобы мы делали православную веру доступной, чтобы она воспринималась не просто как совокупность каких-то обрядов, когда люди думают, что быть православным – это крестить ребенка, окунуться на Крещение в прорубь, на Пасху покрасить яйца и испечь или купить кулич. Примерно таким набором обрядов и обычаев и ограничивается «православность» довольно многих людей. То есть, по сути дела, такие люди знают о своей вере очень поверхностно и не являются, в строгом смысле слова, практикующими православными христианами – они приходят в храм и не знают того, что там происходит, если оказываются на богослужении, то не понимают, что читается или поется, а потому чувствуют себя в храме неуютно. Часто от них можно услышать такие слова: «Я в храм не хожу, потому что не знаю, какие там обычаи, как надо креститься, молиться; я в Бога верю, но Бог у меня в душе, а обряды соблюдать не обязательно».
Церковь – это не просто возможность для человека иметь некие убеждения, например, верить в то, что Бог существует. Церковь – это духовное пространство, в котором человек должен жить, это его духовный дом. Мы хотим, чтобы вера наших православных людей была сознательной: чтобы они, если приходят креститься, понимали, зачем становятся членами Церкви, а если приносят крестить детей, осознавали, какая ответственность на них налагается. В большинстве наших приходов крещение сейчас не происходит просто так: в обязательном порядке проводится катехизация, то есть собеседование священника с теми, кто приходит креститься или приносит крестить ребенка, для того, чтобы они понимали, в чем суть Православной веры.
Эта работа уже ведется, но конечно, мы будем ее усиливать, потому что разрыв между православием реальным и православием номинальным еще существует и остается весьма существенным.
Вопрос: Владыка, как Вы совмещаете разные формы служения: служение Богу и служение общественного деятеля? Не мешает ли второе первому, основному?
Митрополит Иларион: Считаю, что достаточно гармонично совмещаю эти служения таким образом, чтобы одно не мешало другому, ведь одна из основных задач священнослужителя – это проповедь. Проповедовать мы можем не только с амвонов наших храмов. Разумеется, совершая богослужение, мы оканчиваем его проповедью, обращенной к людям, которые пришли в храм, то есть к нашей пастве, к нашим прихожанам. Но когда, например, апостолы в I веке шли и проповедовали Евангелие, храмов еще не было, не было и общин христианских – их апостолы должны были создавать. Они проповедовали в частных домах, в общественных местах. Из книги Деяний святых апостолов известно, что апостол Павел в Афинах пришел в ареопаг – законодательный орган, где пытался, правда, безуспешно, рассказать о Христе и Его Воскресении.
И мы в тех условиях, в которых живем сегодня, можем использовать доступные нам средства для проповеди – не для того, чтобы кому-то что-то навязать, но для того, чтобы объяснить. Вот, например, я встречаюсь сегодня с вами. Не знаю, все ли вы православные или среди вас есть те, кто принадлежит к другим конфессиям, другим традициям, а кто-то, может, сомневается или критически настроен. И я пришел к вам, чтобы вы имели возможность задать мне свои вопросы, устно или письменно, на которые я имел бы возможность ответить.
То же самое касается моих телевизионных передач. Они дают возможность обращаться к очень широкому кругу людей – к сотням тысяч или даже миллионам зрителей, которые в разное время просмотрят эту передачу или какую-нибудь другую из того же цикла. Я получаю очень много вопросов от телезрителей, по ним я понимаю, чем люди живут, что их интересует, смущает, и это помогает мне формулировать свои мысли. Надеюсь, что это помогает людям, которые через мои передачи получают ответы на свои вопросы.
По своему первому образованию я являюсь композитором. На каком-то этапе жизни я бросил музыку, но потом вновь к ней вернулся и написал несколько музыкальных произведений крупного формата, которые исполняются довольно часто. Все эти произведения написаны, конечно, на церковные темы и посвящены Христу, и для меня они также являются одной из форм проповеди. Ведь музыка – язык, который можно использовать для проповеди, она тоже может быть носительницей христианского благовестия.
Считаю, что все эти разнообразные формы проповеди совмещаются вполне органично, потому что каждая из них открывает доступ к определенной аудитории, в том числе к тем людям, которые далеки от храма, далеки от веры, помогает приобщиться к тому, о чем они иным образом никогда не узнают. Например, мое музыкальное произведение «Страсти по Матфею», одноименное произведению И.С. Баха, с тех пор, как было написано, исполнялось более семидесяти раз в самых разных аудиториях. Не так давно оно прозвучало в Ташкенте, причем и хор, и оркестр – а это более ста человек – были узбеки, студенты местной консерватории и местных вузов. Они пели музыку, написанную на церковные слова на русском или славянском языке, и я видел, с каким настроением они ее исполняли. Дирижер мне потом сказал, что никогда его студенты ни с чем подобным в своей жизни не встречались и, может быть, не встретятся.
Поэтому для меня вопрос стоит очень просто: я использую все доступные мне способы для проповеди Христа и для того, чтобы рассказать людям, чем живу я и чем живет Церковь.
В завершение встречи студенты поблагодарили митрополита Волоколамского Илариона аплодисментами и выразили желание послушать лекции владыки.