lorem СЕНТЯБРЬ 2018 lorem
пн вт ср чт пт сб вс
          1
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Ректор МДА архиепископ Амвросий: Я вернулся домой

b_200_200_16777215_0_https___www.mpda.ru_data_2018_07_15_1238254644_1img.jpg

1 сентября 2018 года в Московской духовной академии прошел торжественный Акт в честь начала учебного года. Ректор Академии архиепископ Верейский Амвросий обратился к профессорам, преподавателям и студентам Академии с приветственным словом.

Ваши Высокопреподобия и Преподобия, досточтимые профессора и преподаватели, дорогие студенты, братья и сестры!

Начну с простых, но очень личных слов: я вернулся домой. Будучи выпускником Московской Духовной Академии, с совершенно особым чувством и в новом качестве я переступаю порог дома своего спустя 18 лет.

В такие моменты не сложно оказывается понять переживания Одиссея, который после долгого странствия возвращается на Итаку «пространством и временем полный». Действительно, эти 18 лет странствия были для меня наполнены встречами с удивительными людьми и знакомствами с незабываемыми местами. Каждому человеку и месту я глубоко признателен, каждый оставил свой след и в чем-то изменил меня. Как я сказал, прощаясь со студентами в Петербургской духовной академии, «я не знаю, смог ли я научить чему-либо вас, но вы меня научили очень многому». Я искренне надеюсь, что этот скромный приобретенный мною опыт позволит мне быть полезным теперь и для родных стен.

Главные слова мои сегодня, конечно, обращены к студентам. К тем, ради которых мы собрались здесь. К тем, ради которых и существует Академия.


Духовная академия – это, прежде всего, школа, которая при правильном подходе способна сообщить вам колоссальный позитивный жизненный опыт. Один из главных моментов этого опыта - искусство ценить то, что поистине заслуживает быть ценимым. Прежде всего я говорю о величайшем даре, данном Небесами человеку – о времени. Научитесь мудро распоряжаться тем временем, что отпущено вам в этих стенах, и это поможет правильно распорядиться временем, что отпущено в этом мире, в этой жизни.


Это правда: за обилием лекций, послушаний, и самоподготовки студентам порой не хватает времени. И благодаря такой ежедневной наполненности событиями время становится особенным, сконцентрированным. Сначала это кажется сложным. Кажется, что невозможно что-то делать и изучать вне того, что предлагает духовная школа. Да и программу Академии, кажется, выполнять сложно. Воспримите этот вызов жизни в академическом режиме как пространство для взращивания навыка самоорганизации. Учитесь планировать, ставить цели и добиваться их. Учитесь делать еще больше, чем от вас требуется режимом и наставниками. Режим, ритм и загруженность - это только условия роста, как опора для молодого деревца. Опора ограничивает растение, но благодаря ней дерево вырастает стройным. Однажды стены академии больше не будут окружать вас, а вот обилие пастырских, семейных и гражданских обязанностей и забот будет расти неуклонимо, словно лавина. И чтобы громада этого потока однажды не обрушилась и не погребла вас, начните уже сейчас укреплять свое сознание самоорганизацией и постепенным увеличением нагрузок.


Считаю необходимым сказать, что Академия - в первую очередь пространство учебы. Учебный процесс должен занять главное место среди прочих сторон академической жизни. Для того, чтобы быть просто хорошим христианином не нужно так много учиться и так много знать. Но христианин, который хочет вносить веский вклад в жизнь, а именно это должны делать священники и служители Церкви, обязан быть великолепно образованным. Как говорил молодым священникам Лондона митрополит Антоний Сурожский: “ты выбери - или будь невеждой и святым, или хорошо образованным человеком; но пока ты не святой, пожалуйста, будь образованным человеком, потому что иначе получится, что на вопросы, на которые человек имеет право получить ответ, ты не отвечаешь ни по святости, ни по образованию”. У священников должен быть широчайший кругозор. И приобрести его в силах только вы каждый лично. Потому что к вам будут приходить люди с вопросами о том, что им думать о современной книге, о кино, об аспектах общественной жизни. И вы должны дать ответ. Ответ самостоятельный, не подсмотренный у других богослов, медийных священников или иных лидеров мнений. Такие ответы и без вас легко найдут в интернете. А для того, чтобы иметь собственное веское мнение - вы должны читать, смотреть и вникать, размышлять и записывать собственные мысли, осмыслять эти явления как христианин.


Далеко позади остались те времена, когда само наличие рясы гарантировало определенный кредит симпатий и доверия. Теперь наши собеседники все глубже всматриваются в наше с вами содержание. И ждут они содержания и духовного, и высокоинтеллектуального. Они ждут от нас глубины.


Находите вдохновение в учебе. Вообще возможность узнать что-то новое - неисчерпаемый источник вдохновения, такими мы созданы, таким для нас создан Богом мир - раскрытая перед нами книга. Чем больше наук вы изучаете, тем с большего количества разных сторон вы сможете эту книгу читать, понимать и объяснять другим. Тем большие смыслы вы сможете открывать каждый раз. Поэтому прошу вас: как можно больше усилий сосредотачивайте на учебе. А мы: администрация, преподаватели и сотрудники, постараемся создавать такие условия, чтобы вы могли получать знания без всяких препятствий.


Священники - это не только служители Слова с большой буквы, но и слова с маленькой буквы. Слово – вернейшее орудие Церкви с апостольских времен. В современном мире умение грамотно и корректно работать со словом – это не роскошь избранных, а жизненная необходимость каждого. Особенно подчеркиваю значимость умения писать тексты в своем самом первом обращении к Академии. Поскольку текст - это порядок, организация и смысл. Писать нужно именно учиться, это умение не настолько зависит от вдохновения, как принято считать, сколько от усидчивости, практики работы с текстом, изучения принципов его работы.


Ведь от того, насколько вы научитесь работать с текстом, зависит - сможете ли вы доносить смысл до людей или нет. Так или иначе, наше служение будет заключаться в проповеди Христа в этом мире. А для того, чтобы этому научиться, жизненно необходимо практиковать искусство перевода правды небесной на язык правды земной, обращение явлений бесконечных в язык конечный. Конечно, кому-то это дается хуже, кому-то лучше. Но в этом искусстве нужно иметь десятую часть таланта и девять частей усердия и ежедневной работы.


Границы моего языка - это границы моего мира. Порядок и ясность в изложении мыслей есть ни что иное как внешнее проявление внутреннего порядка разума и ясности чувств. В письменных текстах, в риторике действуют такие же строгие законы, как в музыке или архитектуре. Неспроста самые яркие звезды церковного небосклона IV и V веков современная патристика называет theologus rhetoricus, то есть богословы-риторы, поскольку законы риторики были для них не только искусством красноречия, но и искусством мысли. В Московской Духовной Академии мы призваны научиться подражать Великим Отцам не только в искусстве молитвы, но и в не менее благородном искусстве мысли и речи: устной и письменной.


Поэтому практикуйтесь в написании текстов не только тогда, когда от вас этого требуют. Пишите дневники. Записывайте свои мысли. Пишите эссе и художественные тексты и я с радостью буду их читать. Читая книги анализируйте, как они написаны автором и почему он употребляет именно эти слова и такую структуру. Старайтесь замечать эти вещи, скрытые от неискушенного взора. Это сделает вас глубже, это наполнит вас особым содержанием. Это поможет нам лучше понимать друг друга.


Русской Церкви дня завтрашнего как воздух будут нужны священники, обладающие широким современным кругозором, умеющие стратегически мыслить и принимать здравые и взвешенные решения, приученные размышлять и анализировать, дерзновенные и масштабные в своих целях и непреклонные в их реализации. Вам быть этими священниками. Поэтому все эти цели стоят уже сейчас перед каждым из вас, их нельзя проигнорировать. Человек, который здесь научится организовывать себя, сможет организовать семью, приход, епархию. Поскольку все эти вещи работают по одним и тем же правилам. Но научиться организовывать кого-то можно только тогда, когда умеешь организовать себя. Организованность начинается с мелочей: с умения проснуться на полчаса раньше, с правил гигиены, спортивной активности, чистых волос, аккуратной одежды, подтянутой и стройной фигуры. С умения организовать свой внешний вид и опрятность. Вообще неопрятность говорит о лени, разболтанности. Мы не такие. Мы призваны к святости, а святости не по пути с ленью.


В то же время интеллектуальное начало ни в коем случае не должно вытеснять или затмевать начало духовное. В гармоничном человеке все стороны должны развиваться одновременно. Духовная академия - это путь становления священника, церковнослужителя, человека, готового посвятить жизнь свою служению Богу. Каждый из нас призван быть в первую очередь точкой особого соприкосновения мира горнего и мира дольнего. Для этого служитель Христов должен обладать не только соответствующей интеллектуальным наполнением, но и глубоким внутренним содержанием. Этим содержанием мы наполняемся прежде всего в личной молитве. И молитва - это тоже занятие, которое нужно практиковать, для того, чтобы совершенствоваться в нем. Молитва - тоже практика, причем практика глубоко личная, как и всякое творчество. Приучите себя оставаться наедине с Богом. Выделите для этого регулярное время. Обращайтесь внутрь себя, не рассеиваясь на что бы то ни было. Сосредотачивайтесь. Говорите с Творцом: обращайтесь и внимайте Его ответу.


Невозможно наполнить себя духовно без соединения с Богом в тайне причастия Его Телу и Крови. Причащение - то, чем должна венчаться каждая Евхаристия. Священник не имеет права служить Литургию и не причащаться. Вы пришли сюда для того, чтобы стать священниками. Подумайте над тем, каково должны быть ваше участие в Божественном пире, на Который всякий раз нас с вами приглашает Единородный Сын Божий. Это решение принимает каждый самостоятельно, но помните, что мы совершаем Божественную литургию именно для того, чтобы причаститься Христа. Ни ради пения. Ни ради обряда. А только для того, чтобы всем нам соединиться Воскресшему Господу и друг другу. Только для того, чтобы есть Тело Его и пить Кровь Его, и через это достичь вечной жизни и быть воскрешенными в последний день (см. Ин. 6:54).


Поэтому не ищите оправданий в собственном недостоинстве подходить к Божественной Чаше. Да, мы не достойны этого. И никакие наши усилия не сделают нас достойными соединиться с Христом. Только Он Сам, а никакие наши, пусть даже самые важные и правильные человеческие старания, призывает за каждой Евхаристией вкусить Его Тело и Кровь, делает нас достойными.


И только Он способен нас сделать единой семьёй и сообщить подлинный опыт того, что мы все - братья и сестры, равные дети Небесного Отца. Все иерархические и административные различия есть ничто иное, как земная необходимость устраивать некий порядок в нашей жизни. И это не право смотреть надменно сверху-вниз, но тяжёлая ответственность за других. Ответственность старших за младших. Я искренне надеюсь, что всех нас – преподавателей, студентов и сотрудников – Христос будет всякий раз за Божественной литургией видеть собранными вокруг единой Чаши.


Мы, собранные здесь сегодня, - семья. Большая Академическая семья. И это не просто красивые слова. Ведь приобщение «Бессмертной Трапезе на горнем месте высокими умами» способно не номинально, а действительно сделать нас чем-то гораздо большим, чем просто группа людей, разными судьбами оказавшихся в одном месте и в одно время. Я уверен, что присутствие каждого из нас здесь глубоко промыслительно.


Мы - семья, а значит, уважение друг к другу - преподавателей и представителей администрации к студентам, студентов - к своим наставникам, должно быть краеугольным камнем и законом, обязательным к исполнению всеми. В семье никак без особого уважения к старшим и любви, особенно - к младшим, которым всегда нужно больше помощи и внимания.


Дорогие студенты, насколько это будет в моих силах в таком огромном организме, каким является наша Духовная академия, я всегда буду стараться быть открытым для вас, дабы услышать ваши чаяния, проблемы и созидательные предложения. Не только в кабинете, но и по дороге из корпуса в корпус, во время прогулки. Вы всегда можете обратиться, когда есть внутренняя потребность в этом. Мы ещё вместе определим способ коммуникации каждого из курсов с ректором. Я постараюсь быть чаще в вашей жизни. Я постараюсь быть хорошим отцом нашего большого семейства.


В завершении хочу сказать вам, что молодость – это счастье. Второй молодости, периода особого расцвета сил и чувств, вы уже не переживете. А поэтому дерзайте, творите, живите полноценно, развивайтесь всесторонне. Такими – светлыми, свободными и яркими – вы и нужны Творцу, Матери-Церкви, нужны всем нам. Я надеюсь на ваши силы, энергию, ваше творчество и ваши идеи!


Нам вместе предстоит многое свершить, уверенно идя вперед вместе. Не нужно бояться обгонять тех, кто в Церкви медлителен и робок. Академия нуждается в вашей энергии, интуиции и вере. Нас же, старшее поколение, не судите за малую подвижность; вы много быстрее нас, и мечты молодых всегда немного страшат взрослых. Будьте смелыми. Рискуйте ради Любви. Превращайте ваши мечты в реальность завтрашнего дня. 


Совместив наш жизненный опыт и силу вашей мечты мы способны на великие дела, нужно лишь поверить. Я верю в вас, в каждого из вас, как верю и в то, что за вами будущее. Не обманите этой веры, будьте ее достойны.


Употребите все силы и все отпущенное вам в этих стенах время для того, чтобы стать орудиями, через которые Господь изливает любовь в этот мир. И главное помните, что путь христианина – это путь в радости. Улыбайтесь чаще друг другу, не забывайте здороваться со всеми, кого встречаете в Академии: будь то преподаватели, сотрудники, следящие за чистотой помещений или незнакомые вам гости. Дарите свою радость и тепло другим людям. Присмотритесь, кому-то из ваших братьев в этот самый момент холодно и тяжело, вместе поддержите его. Прощайте другим ошибки и молитесь друг за друга, и за нас, волей Божией ставших вашими наставниками. Любите друг друга.

И да благословит всех нас Господь на великие и добрые свершения в наступающем академическом году.

Ваши Высокопреподобия и Преподобия, досточтимые профессора и преподаватели, дорогие студенты, братья и сестры!
Начну с простых, но очень личных слов: я вернулся домой. Будучи выпускником Московской Духовной Академии, с совершенно особым чувством и в новом качестве я переступаю порог дома своего спустя 18 лет.

В такие моменты не сложно оказывается понять переживания Одиссея, который после долгого странствия возвращается на Итаку «пространством и временем полный». Действительно, эти 18 лет странствия были для меня наполнены встречами с удивительными людьми и знакомствами с незабываемыми местами. Каждому человеку и месту я глубоко признателен, каждый оставил свой след и в чем-то изменил меня. Как я сказал, прощаясь со студентами в Петербургской духовной академии, «я не знаю, смог ли я научить чему-либо вас, но вы меня научили очень многому». Я искренне надеюсь, что этот скромный приобретенный мною опыт позволит мне быть полезным теперь и для родных стен.

Главные слова мои сегодня, конечно, обращены к студентам. К тем, ради которых мы собрались здесь. К тем, ради которых и существует Академия.

Духовная академия – это, прежде всего, школа, которая при правильном подходе способна сообщить вам колоссальный позитивный жизненный опыт. Один из главных моментов этого опыта - искусство ценить то, что поистине заслуживает быть ценимым. Прежде всего я говорю о величайшем даре, данном Небесами человеку – о времени. Научитесь мудро распоряжаться тем временем, что отпущено вам в этих стенах, и это поможет правильно распорядиться временем, что отпущено в этом мире, в этой жизни.

Это правда: за обилием лекций, послушаний, и самоподготовки студентам порой не хватает времени. И благодаря такой ежедневной наполненности событиями время становится особенным, сконцентрированным. Сначала это кажется сложным. Кажется, что невозможно что-то делать и изучать вне того, что предлагает духовная школа. Да и программу Академии, кажется, выполнять сложно. Воспримите этот вызов жизни в академическом режиме как пространство для взращивания навыка самоорганизации. Учитесь планировать, ставить цели и добиваться их. Учитесь делать еще больше, чем от вас требуется режимом и наставниками. Режим, ритм и загруженность - это только условия роста, как опора для молодого деревца. Опора ограничивает растение, но благодаря ней дерево вырастает стройным. Однажды стены академии больше не будут окружать вас, а вот обилие пастырских, семейных и гражданских обязанностей и забот будет расти неуклонимо, словно лавина. И чтобы громада этого потока однажды не обрушилась и не погребла вас, начните уже сейчас укреплять свое сознание самоорганизацией и постепенным увеличением нагрузок.

Считаю необходимым сказать, что Академия - в первую очередь пространство учебы. Учебный процесс должен занять главное место среди прочих сторон академической жизни. Для того, чтобы быть просто хорошим христианином не нужно так много учиться и так много знать. Но христианин, который хочет вносить веский вклад в жизнь, а именно это должны делать священники и служители Церкви, обязан быть великолепно образованным. Как говорил молодым священникам Лондона митрополит Антоний Сурожский: “ты выбери - или будь невеждой и святым, или хорошо образованным человеком; но пока ты не святой, пожалуйста, будь образованным человеком, потому что иначе получится, что на вопросы, на которые человек имеет право получить ответ, ты не отвечаешь ни по святости, ни по образованию”. У священников должен быть широчайший кругозор. И приобрести его в силах только вы каждый лично. Потому что к вам будут приходить люди с вопросами о том, что им думать о современной книге, о кино, об аспектах общественной жизни. И вы должны дать ответ. Ответ самостоятельный, не подсмотренный у других богослов, медийных священников или иных лидеров мнений. Такие ответы и без вас легко найдут в интернете. А для того, чтобы иметь собственное веское мнение - вы должны читать, смотреть и вникать, размышлять и записывать собственные мысли, осмыслять эти явления как христианин.

Далеко позади остались те времена, когда само наличие рясы гарантировало определенный кредит симпатий и доверия. Теперь наши собеседники все глубже всматриваются в наше с вами содержание. И ждут они содержания и духовного, и высокоинтеллектуального. Они ждут от нас глубины.

Находите вдохновение в учебе. Вообще возможность узнать что-то новое - неисчерпаемый источник вдохновения, такими мы созданы, таким для нас создан Богом мир - раскрытая перед нами книга. Чем больше наук вы изучаете, тем с большего количества разных сторон вы сможете эту книгу читать, понимать и объяснять другим. Тем большие смыслы вы сможете открывать каждый раз. Поэтому прошу вас: как можно больше усилий сосредотачивайте на учебе. А мы: администрация, преподаватели и сотрудники, постараемся создавать такие условия, чтобы вы могли получать знания без всяких препятствий.

Священники - это не только служители Слова с большой буквы, но и слова с маленькой буквы. Слово – вернейшее орудие Церкви с апостольских времен. В современном мире умение грамотно и корректно работать со словом – это не роскошь избранных, а жизненная необходимость каждого. Особенно подчеркиваю значимость умения писать тексты в своем самом первом обращении к Академии. Поскольку текст - это порядок, организация и смысл. Писать нужно именно учиться, это умение не настолько зависит от вдохновения, как принято считать, сколько от усидчивости, практики работы с текстом, изучения принципов его работы.

Ведь от того, насколько вы научитесь работать с текстом, зависит - сможете ли вы доносить смысл до людей или нет. Так или иначе, наше служение будет заключаться в проповеди Христа в этом мире. А для того, чтобы этому научиться, жизненно необходимо практиковать искусство перевода правды небесной на язык правды земной, обращение явлений бесконечных в язык конечный. Конечно, кому-то это дается хуже, кому-то лучше. Но в этом искусстве нужно иметь десятую часть таланта и девять частей усердия и ежедневной работы.

Границы моего языка - это границы моего мира. Порядок и ясность в изложении мыслей есть ни что иное как внешнее проявление внутреннего порядка разума и ясности чувств. В письменных текстах, в риторике действуют такие же строгие законы, как в музыке или архитектуре. Неспроста самые яркие звезды церковного небосклона IV и V веков современная патристика называет theologus rhetoricus, то есть богословы-риторы, поскольку законы риторики были для них не только искусством красноречия, но и искусством мысли. В Московской Духовной Академии мы призваны научиться подражать Великим Отцам не только в искусстве молитвы, но и в не менее благородном искусстве мысли и речи: устной и письменной.

Поэтому практикуйтесь в написании текстов не только тогда, когда от вас этого требуют. Пишите дневники. Записывайте свои мысли. Пишите эссе и художественные тексты и я с радостью буду их читать. Читая книги анализируйте, как они написаны автором и почему он употребляет именно эти слова и такую структуру. Старайтесь замечать эти вещи, скрытые от неискушенного взора. Это сделает вас глубже, это наполнит вас особым содержанием. Это поможет нам лучше понимать друг друга.

Русской Церкви дня завтрашнего как воздух будут нужны священники, обладающие широким современным кругозором, умеющие стратегически мыслить и принимать здравые и взвешенные решения, приученные размышлять и анализировать, дерзновенные и масштабные в своих целях и непреклонные в их реализации. Вам быть этими священниками. Поэтому все эти цели стоят уже сейчас перед каждым из вас, их нельзя проигнорировать. Человек, который здесь научится организовывать себя, сможет организовать семью, приход, епархию. Поскольку все эти вещи работают по одним и тем же правилам. Но научиться организовывать кого-то можно только тогда, когда умеешь организовать себя. Организованность начинается с мелочей: с умения проснуться на полчаса раньше, с правил гигиены, спортивной активности, чистых волос, аккуратной одежды, подтянутой и стройной фигуры. С умения организовать свой внешний вид и опрятность. Вообще неопрятность говорит о лени, разболтанности. Мы не такие. Мы призваны к святости, а святости не по пути с ленью.

В то же время интеллектуальное начало ни в коем случае не должно вытеснять или затмевать начало духовное. В гармоничном человеке все стороны должны развиваться одновременно. Духовная академия - это путь становления священника, церковнослужителя, человека, готового посвятить жизнь свою служению Богу. Каждый из нас призван быть в первую очередь точкой особого соприкосновения мира горнего и мира дольнего. Для этого служитель Христов должен обладать не только соответствующей интеллектуальным наполнением, но и глубоким внутренним содержанием. Этим содержанием мы наполняемся прежде всего в личной молитве. И молитва - это тоже занятие, которое нужно практиковать, для того, чтобы совершенствоваться в нем. Молитва - тоже практика, причем практика глубоко личная, как и всякое творчество. Приучите себя оставаться наедине с Богом. Выделите для этого регулярное время. Обращайтесь внутрь себя, не рассеиваясь на что бы то ни было. Сосредотачивайтесь. Говорите с Творцом: обращайтесь и внимайте Его ответу.

Невозможно наполнить себя духовно без соединения с Богом в тайне причастия Его Телу и Крови. Причащение - то, чем должна венчаться каждая Евхаристия. Священник не имеет права служить Литургию и не причащаться. Вы пришли сюда для того, чтобы стать священниками. Подумайте над тем, каково должны быть ваше участие в Божественном пире, на Который всякий раз нас с вами приглашает Единородный Сын Божий. Это решение принимает каждый самостоятельно, но помните, что мы совершаем Божественную литургию именно для того, чтобы причаститься Христа. Ни ради пения. Ни ради обряда. А только для того, чтобы всем нам соединиться Воскресшему Господу и друг другу. Только для того, чтобы есть Тело Его и пить Кровь Его, и через это достичь вечной жизни и быть воскрешенными в последний день (см. Ин. 6:54).

Поэтому не ищите оправданий в собственном недостоинстве подходить к Божественной Чаше. Да, мы не достойны этого. И никакие наши усилия не сделают нас достойными соединиться с Христом. Только Он Сам, а никакие наши, пусть даже самые важные и правильные человеческие старания, призывает за каждой Евхаристией вкусить Его Тело и Кровь, делает нас достойными.

И только Он способен нас сделать единой семьёй и сообщить подлинный опыт того, что мы все - братья и сестры, равные дети Небесного Отца. Все иерархические и административные различия есть ничто иное, как земная необходимость устраивать некий порядок в нашей жизни. И это не право смотреть надменно сверху-вниз, но тяжёлая ответственность за других. Ответственность старших за младших. Я искренне надеюсь, что всех нас – преподавателей, студентов и сотрудников – Христос будет всякий раз за Божественной литургией видеть собранными вокруг единой Чаши.

Мы, собранные здесь сегодня - семья. Большая Академическая семья. И это не просто красивые слова. Ведь приобщение «Бессмертной Трапезе на горнем месте высокими умами» способно не номинально, а действительно сделать нас чем-то гораздо большим, чем просто группа людей, разными судьбами оказавшихся в одном месте и в одно время. Я уверен, что присутствие каждого из нас здесь глубоко промыслительно.

Мы - семья, а значит, уважение друг к другу - преподавателей и представителей администрации к студентам, студентов - к своим наставникам, должно быть краеугольным камнем и законом, обязательным к исполнению всеми. В семье никак без особого уважения к старшим и любви, особенно - к младшим, которым всегда нужно больше помощи и внимания.

Дорогие студенты, насколько это будет в моих силах в таком огромном организме, каким является наша Духовная академия, я всегда буду стараться быть открытым для вас, дабы услышать ваши чаяния, проблемы и созидательные предложения. Не только в кабинете, но и по дороге из корпуса в корпус, во время прогулки. Вы всегда можете обратиться, когда есть внутренняя потребность в этом. Мы ещё вместе определим способ коммуникации каждого из курсов с ректором. Я постараюсь быть чаще в вашей жизни. Я постараюсь быть хорошим отцом нашего большого семейства.

В завершении хочу сказать вам, что молодость – это счастье. Второй молодости, периода особого расцвета сил и чувств, вы уже не переживете. А поэтому дерзайте, творите, живите полноценно, развивайтесь всесторонне. Такими – светлыми, свободными и яркими – вы и нужны Творцу, Матери-Церкви, нужны всем нам. Я надеюсь на ваши силы, энергию, ваше творчество и ваши идеи!

Нам вместе предстоит многое свершить, уверенно идя вперед вместе. Не нужно бояться обгонять тех, кто в Церкви медлителен и робок. Академия нуждается в вашей энергии, интуиции и вере. Нас же, старшее поколение, не судите за малую подвижность; вы много быстрее нас, и мечты молодых всегда немного страшат взрослых. Будьте смелыми. Рискуйте ради Любви. Превращайте ваши мечты в реальность завтрашнего дня.  

Совместив наш жизненный опыт и силу вашей мечты мы способны на великие дела, нужно лишь поверить. Я верю в вас, в каждого из вас, как верю и в то, что за вами будущее. Не обманите этой веры, будьте ее достойны.

Употребите все силы и все отпущенное вам в этих стенах время для того, чтобы стать орудиями, через которые Господь изливает любовь в этот мир. И главное помните, что путь христианина – это путь в радости. Улыбайтесь чаще друг другу, не забывайте здороваться со всеми, кого встречаете в Академии: будь то преподаватели, сотрудники, следящие за чистотой помещений или незнакомые вам гости. Дарите свою радость и тепло другим людям. Присмотритесь, кому-то из ваших братьев в этот самый момент холодно и тяжело, вместе поддержите его. Прощайте другим ошибки и молитесь друг за друга, и за нас, волей Божией ставших вашими наставниками. Любите друг друга.
 

И да благословит всех нас Господь на великие и добрые свершения в наступающем академическом году.