Социальные сети и интернет

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 8 След.
Социальные сети и интернет
 
Публицистическая статья об опасности взаимодействия психологии и интернет технологий.
"Однако никто из этих родителей не понимает, что одержимость интернетом и играми — это всего лишь отражение нынешнего прогресса. Научно-технические разработки и социальная психология сливаются воедино, и этот союз сочетает в себе все привлекательные для потребителя черты: увлекательные, разнообразные новые технологии, разработанные с учетом сложных психологических исследований. Как результат, мы имеем невероятно притягательные соцсети и видео-игры, на которые легко можно подсесть, словно на иглу."
https://www.geopolitica.ru/article/tehnologii-protiv-detey?fbclid=IwAR0bY9rlFYVkXrPh6Ng3z-9Qt8gh616x...
 
Как технологии стали уделом бедняков


Олег Сахно . Руководитель направления исследований Ingate


2019 год. Интернетом пользуются 57% населения Земли (4,4 млрд человек), а смартфонами — 67% (5,1 млрд человек). iPhone есть в прямом смысле у каждого второго американца.


Когда-то обладание пейджером или мобильным телефоном придавало человеку статусности. Сегодня в массовом сознании такой силой обладают только игрушки от Стива Джобса: гаджеты Apple всё ещё считаются признаком состоятельности среди двух третей жителей США. Зная, что наценка подстёгивает уровень вожделения, гении маркетинга в Apple не допускают удешевления своих гаджетов. Но сегодня индикатором избранности перестают быть даже они.


Возвращение к истокам


В марте 2019 года в NYT вышел нашумевший материал о том, что живое общение становится предметом роскоши. Новый символ состоятельности — возможность полностью отказаться от телефона и соцсетей, навсегда замолчать в электронной переписке. Это подтверждает, например, директор Института роскоши в США Милтон Педраса. Он обнаружил, что богачи, ещё недавно спускавшие состояния на дорогие технологические игрушки, сегодня всё больше тратят на то, что в народе называется простыми человеческими радостями, — гастрономию, отдых, путешествия.



Во многом именно этим продиктован, например, вернувшийся тренд на ретро, винтаж, изделия ручной работы. «Эта мода была и раньше, но сейчас она очень ярко противопоставляется технологичному миру, где одежда и обувь заказываются в один клик. Бедные покупают одежду онлайн, а богатый едет в ателье, — считает бизнес-консультант Максим Поташёв. — Наследнику семейного состояния или собственнику, отошедшему от операционного управления, не нужно мучить себя мыслями о том, насколько продуктивно он тратит своё время».


Полный текст https://secretmag.ru/opinions/kak-tekhnologii-stali-udelom-bednyakov.htm?fbclid=IwAR3rz1hNaEEoYbaq-s...
 
Анатолий Шперх. О цифровой погруженности и цифровых компетенциях. https://vogazeta.ru/articles/2019/6/24/children/8167-o_tsifrovoy_pogruzhennosti_i_tsifrovyh_kompeten...


О цифровой погруженности и цифровых компетенциях
Живут ли они «в облаке»? Предпочитают ли виртуальность реальности? У меня для вас две новости. Как водится, одна хорошая, другая плохая. Первая новость – да.
Да, безусловно, цифровые технологии для них привычны и естественны, «как дышать». Да, они в виртуальности решают множество своих повседневных задач.
Да, они знают, где и когда использовать цифру, чтобы облегчить себе жизнь, чтобы выстроить эту жизнь так, как им самим хочется. И они используют ее для удовлетворения собственных потребностей (ничего нового, «Uses and gratification theory»).
Вторая новость – нет.
Их виртуальность, их цифра, их компетенции в информационных технологиях могут вообще не иметь ничего общего с тем, что мы, взрослые, считаем компетенциями, ждем от них получить, надеемся в них увидеть.
Мы рассчитываем, что, научившись набирать текст на смартфоне, дети будут печатать ответы на дурацкие задачки, которые мы будем подсовывать в СМС?
Не дождетесь. СМС – отстой, а мессенджер – вовсе не для решения задач. Мы рассчитываем, что, научившись делать селфи и рассказывать о себе, дети получат навыки самопрезентации и с таким же энтузиазмом будут презентовать свои проекты и селфить на фоне тетрадок («и ты с седыми прядками над нашими тетрадками», ага).
Мы рассчитываем, что те самые компетенции, которые дети получили для удовлетворения собственных потребностей, они будут использовать для удовлетворения нас?
Не дождетесь.
И дело даже не в том, что все, что связано со школой, с учебой – тухло и гнило. Я готов поверить, что конкретно у вас – современная школа, классные учителя, у которых технологии тоже растут из кончиков пальцев и которые умеют органично вливать вино новых технологий в старые мехи классно-урочной системы.

Не в этом дело. Секрет на самом деле в том, что компетенции в новых технологиях у подростков – не часть интегральной картины, формируемой извне, а случайный набор компетенций, призванный решать конкретные задачи, встающие перед подростком.
Изучение технологий ребенком происходит сегодня исключительно по принципу ad hoc (по необходимости) – технологическое знание почти никогда не носит систематического характера. Для прохождения игры надо освоить управление джойстиком – управление освоено, в значимой для подростка группе идет обмен информацией посредством мессенджера – ок, мессенджер освоен. Но только в том объеме, в котором нужно для выполнения функции общения. Ни шагу в сторону! Да и зачем?
Принцип экономии предполагает, что для освоения нового нужно тратить минимально необходимое количество усилий.
Ad hoc предполагает, что из стройной структуры знания вырывается только то, что необходимо для решения конкретной задачи.
И вот эти рваные кусочки – это и есть цифровые компетенции наших детей.
Я далек от мысли, что вот, их картина мира рваная и ущербная, а моя – прекрасная и стройная. Я понимаю, что и наша, взрослая, карта компетенций может восприниматься столь же рваной, с зияющими дырами как раз в тех местах, в которых наши дети сильны.
Я лишь о том, что, накладывая эти карты компетенций одна на другую, не стоит ждать совпадения.
Нам кажется, что карта компетенций должна содержать одни пункты, а для них это совершенно иные пункты.
Не совпадает. Что русскому здорово, немцу – верная смерть.
Более того, будьте уверены, что, как только вы попытаетесь опереться на их компетенции для решения своих педагогических задач, вы наверняка упретесь в те самые прорехи.
Ad hoc предполагает, что, как только проблема встает перед ребенком, он пытается ее решить (но не раньше, ибо зачем?).
Но если проблема возникает вовне (а требования учителя – это, как правило, вовне интересов и потребностей ребенка), то при малейшей возможности не решать она решаться не будет. Начнется саботаж, по сравнению с которым классическое «Тетрадь дома забыл» покажется милым вздором. Но самое главное даже не это.
Ad hoc не приучает к системности.
Ad hoc, экономя силы при решении частных задач, на самом деле безумно расточителен при решении задач системных, ибо заменяет понимание принципов заучиванием частных алгоритмов.
И где гарантия, что, столкнувшись с действительно сложной задачей, ребенок с ней справится? В отсутствии системных знаний это не просто возможно, но неизбежно. Вопрос только, когда это случится.

Именно поэтому разговоры о цифровых аборигенах, о детях, рождающихся с технологиями на кончиках пальцев, и пр. чепуху я считаю катастрофически вредной.
Нужно не удивляться компетенциям «поколения Z», не умиляться младенцу, резво водящему пальчиком по экрану планшета, а целенаправленно и систематически учить детей технологиям.
Понимая при этом, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне и наши знания о технологиях являются устаревшими чуть более часто, чем всегда.
Но это – не повод посыпать голову пеплом и считать гениальными детей, научившихся увеличивать картинки щипком пальцев. Не самое сложное, поверьте.
Нужно осознавать свою силу и понимать, что на нашей стороне – системность и понимание сути.
Для этого, правда, нам и в самом деле нужно понимать суть.
Но это уже тема для другого поста.
Справка:
Ad hoc – латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю». Как правило, фраза обозначает способ решения специфической проблемы или задачи, который невозможно приспособить для решения других задач и который не вписывается в общую стратегию решений, составляет некоторое исключение.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 8 След.