Методология работы индивидуальных наставников

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 След.
Методология работы индивидуальных наставников, Делимся опытом, советами, ссылками
 
Автор рассуждает о причинах списывания, но обходит вниманием один важный момент. Обратите внимание, что коллективистскую психологию можно использовать и в интересах образовательного процесса. Необходимо сформировать правильные отношения внутри коллектива и тогда то, что толкало к списыванию, будет ему препятствовать. Сначала вы работаете с коллективом, потом он берёт на себя часть важных функций.



Почему школьники и студенты так много списывают
Академическое мошенничество в России — явление повсеместное. В чем причина?
Недавно НИУ ВШЭ провел опрос среди преподавателей российских вузов и выяснил, что 63% их подопечных время от времени списывают. И такая тенденция сохраняется вот уже много лет: в 2004 году, 15 лет назад, экономист из США Пол Граймс в рамках своей научной работы пришел к похожим выводам. По данным его исследования, 70% учащихся из России хотя бы раз в жизни видели, как их однокашники использовали шпаргалки. Для сравнения, среди американских студентов таких было лишь 15%. При этом 60% россиян признались в том, что и сами жульничали на экзаменах.

«Поступи Онлайн» недавно писал о возможных причинах подобного поведения. Школьники и студенты зачастую не понимают, зачем учатся. Прежде всего, они посещают занятия и сдают экзамены ради оценки и чтобы избежать эмоционального насилия со стороны педагогов и семьи: криков, угроз, оскорблений.

Однако дело, очевидно, еще и в том, что в России академическое мошенничество обычно не карается и даже не подвергается осуждению. Это общепринятая практика. Некоторые абитуриенты даже посылают на ЕГЭ вместо себя других людей, организуя так называемую «подмену ученика». Поколения российских и советских студентов использовали шпаргалки и жульничали на экзаменах, развивая и совершенствуя это искусство — не без помощи новых технологий, конечно.

По словам историков, эта практика списывания начала развиваться около 100 лет назад — в 20-30-е годы XX века, когда образование стало массовым. Рывок был довольно резким, системе требовалось много новых преподавателей, и, к сожалению, не все специалисты, которые пришли туда, хорошо знали все нюансы своих предметов. Возможные пробелы в знаниях студентов компенсировались лояльным отношением к списыванию за экзаменах.

Вот только профессионализм педагогов постепенно вырос и выровнялся, а практика использования шпаргалок сохранилась.

Пол Граймс, который в рамках своей работы исследовал поведение учащихся из нескольких развивающихся стран: России, Украины, Беларуси, Киргизии, Латвии, Литвы, Хорватии и Албании, — уверен, что причина заключается в преобладании коллективистских ценностей. По его словам, в странах с социалистическим прошлым их по-прежнему разделяет множество людей, тогда как на западе доминируют индивидуалистические ценности.

К последним относится, среди прочего:

ответственность за собственный выбор и поступки (в противовес характерному для коллективизма «мне так сказали»),
конкурентоспособность и дух соревнования (в противовес сотрудничеству и лояльности группе, в том числе «круговой поруке»),
контроль над собственной жизнью и, как следствие, чувство стыда в случае провала (в противовес концепции «все так делают»).

В результате, для разных стран картина получается разная. Отношение к списыванию на западе глубоко связано с концепцией соревнования, выигрывания, чести и честности. В странах с социалистическим прошлым, разумеется, тоже есть все эти понятия. Вот только в области личной академической стратегии люди ими обычно не пользуются.

Нет соревнования — нет и вопроса о чести. Ведь в школах и вузах постсоветского пространства ученики обычно как бы играют против преподавателей — тех, кто их контролирует, может повысить голос, сделать что-то без объяснения причин. А вот в западных вузах они — скорее друг против друга: конкуренты, а не племя, сплотившееся перед лицом угнетателя. Здесь чаще культивируется дух сотрудничества между педагогом и группой, а за эмоциональное насилие и крики вполне можно схлопотать увольнение.

Конечно, списывать хочется и западным студентам. Здесь уровень академического мошенничества снижают с помощью наказаний и «кодексов чести» (honor code). В этих документах прописывают, какое поведение расценивается как жульничество, фальсификация и плагиат. Кое-где даже встречается понятие «соучастника акта списывания» — тот, кто видел и не сообщил.

В качестве наказания за шпаргалки в США, например, можно получить обязательное посещение социальных лекций. Там рассказывают о последствиях нечестности на экзаменах: снижении уровня профессионализма среди выпускников, ухудшении репутации вуза и конкурентоспособности национальной системы образования. Причем лекции платные — это своего рода штраф.

Однако учителя говорят, что для борьбы с академическим мошенничество нужны не только штрафы и наказания. Часто проблема заключается просто в том, что у учащихся низкая мотивация, или они испытывают страх и находятся в состоянии стресса.

По словам Джейсона М. Стефенса, доктора наук из Университете Окленда (Новая Зеландия), который исследует академическую мотивацию подростков, педагоги прежде всего должны думать о том, что толкает школьников и студентов к использованию шпаргалок и плагиату, а потом уже карать их.

Он говорит, что учащиеся реже обманывают преподавателей, если на занятиях им интересно. Ведь скука здорово снижает субъективную ценность учебы. Значение имеет и содержание заданий: шпаргалки можно использовать на тестах, а вот при выполнении креативного задания — нет.

Кроме того важно, какие слова и формулировки педагог использует в разговоре с учениками. Удивительно, но исследование показало, что похвалы за ум повышают уровень нечестности. А вот если учащихся хвалят за то, сколько усилий они приложили и какого прогресса добились, эффект обратный: подростки ведут себя честнее.

Ведь ум — это что-то, что есть от природы. Если преподаватель признал, что вы умный, кажется, что можно расслабиться: все получится и так, само. А усилие — это усилие. Вы или прикладываете его, или нет.

Нет нужды добавлять, как на уровне мотивации сказывается ругань, крики и оскорбления. А ведь в России буллинг со стороны педагогов, к сожалению, пока весьма распространен и в школах, и в вузах.

Также для борьбы со шпаргалками и плагиатом специалисты советуют, по возможности, применять в классах и группах техники метамознания — то есть осознания своих психических процессов. Другое исследование показало, что «размышление о мышлении» помогает ученикам понять свою мотивацию, цели и действия.

Можно предложить учащимся поиграть в игру, где они будут исполнять роли абитуриентов, футболистов или политиков. В рамках сюжета всем придется решить, будут ли они жульничать, бить других игроков или лгать, чтобы достичь своих целей. После необходимо вместе с классом или группой ответить на вопросы:

Почему мы поступили так, а не иначе?
Что мы сделали для того, чтобы получить желаемое?
Как то, что мы сделали, изменило наше состояние, статус, личность?

На таких примерах школьники и студенты могут понять причины и последствия обмана. И это, возможно, куда полезнее, чем слепое подчинение или даже страх, который вызывает наказание за шпаргалку, камеры видеонаблюдения и жесткие меры безопасности на ЕГЭ.

Автор: Наталия Киеня, главный редактор «Поступи Онлайн»

Источник https://postupi.online/journal/lyudi-i-mnenia/pochemu-shkolniki-i-studenty-tak-mnogo-spisyvayut/?fbc...
 
Источник полезный не только для работы индивидуальных наставников, но и для выбора темы диплома или курсовой работы.


Электронная библиотека «Молодёжь России» РГБМ - специализированная коллекция изданий по проблемам молодёжи: http://mr.rgub.ru/
В состав ЭБ «Молодёжь России» вошли:
полнотекстовые копии книг и брошюр отечественных и зарубежных авторов конца XIX — начала XX вв. из фондов федеральных и региональных библиотек;
рекомендательный указатель (с фрагментами текстов) книг конца XX — начала XIX вв., находящихся в фонде РГБМ;
рефераты публикаций из периодических изданий (с 2008 г.);
нормативно-правовые документы, аналитические, статистические, информационные и другие материалы о молодёжной политике государств — участников СНГ;
диафильмы и слайд-фильмы, выпущенные в 1960 — первой половине 1980-х гг.;
грампластинки с записями голосов русских писателей и поэтов, художественно-драматических произведений, выступлений политических деятелей, музыкальных композиций советского периода из фонда РГБМ.

Все разделы электронной библиотеки ежемесячно пополняются новыми изданиями.
 
Практика научных боёв в высшей школе экономики. Рассказ победителя. Вполне можно взять за основу при работе со студентами. Тут и работа с текстом и навык устного выступления.



https://iq.hse.ru/news/212808479.html?fbclid=IwAR1sto8rrYMotxyuVeQNHavyX7n1sVLizQ0-3yppsZs8cypOfqZmE...
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 След.